По данным ВШЭ, валовая добавленная стоимость креативной экономики в России в 2019 году достигла почти 2,4% ВВП. Это близко к общемировому показателю в 3%. Самая высокая концентрация творческого потенциала и спроса на подобные товары и услуги, конечно, сосредоточена в Москве. В то же время мы существенно отстаем от стран-лидеров, которые уже демонстрируют долю сектора в ВВП около 6%. Какие основные проблемы необходимо преодолеть, чтобы увеличить вклад креативных индустрий в экономику России? Что мешает нашим творческим предприятиям расти и развиваться? Мы традиционно предлагаем вам три мнения по этому вопросу.
«Бизнес и культура в нашей привычной парадигме мышления оказались как бы на разных полюсах»
Российские отрасли творческой сферы имеют свои особенности, которые как способствуют, так и тормозят их развитие. Основополагающее здесь то, что исторически культура развивалась у нас в стране за счет государственной поддержки, во внеиндустриальных условиях. Это привело к тому, что, несмотря на богатейший креативный ресурс, не были наработаны практические навыки, которые позволили бы его раскрыть. Бизнес и культура в нашей привычной парадигме мышления оказались как бы на разных полюсах.
Это очень хорошо можно пронаблюдать на примере анимации: завоевав в советские годы огромное количество фестивальных наград, она «просела» в годы экономической турбулентности 90-х, что привело к отставанию в развитии по отношению к зарубежным компаниям.
Первые коммерческие анимационные студии стали появляться в начале нулевых: исследуя зарубежный опыт, они в итоге создали успешные франшизы, которые сейчас гремят на весь мир — «Маша и медведь», «Фиксики», «Смешарики». Но все же это точечные успехи: развернуться в полную мощь нашим производителям мешало именно отсутствие крупных бизнес-партнеров. Еще несколько лет назад компании не видели в этом секторе перспектив, к тому же, анимация — это так называемые долгие деньги: возврат от вложений в среднем начинает поступать лет через пять.
В то же время благодаря государственной поддержке в последние годы нам удалось заявить о себе и продемонстрировать возможные экономические перспективы. Это не осталось незамеченным и привело к кардинальному развороту: в отрасль пришли крупные инвесторы. Знаковым в этом смысле стало заключение стратегического соглашения «Союзмультфильма» и компании «Сбер».
Однако для поступательного развития креативных индустрий нам еще предстоит сделать многое, например, разработать в диалоге с государственными органами действенные инструменты поддержки, закрепить понятийный аппарат и механизмы защиты интеллектуальных прав.
Ну и, конечно, важно обучить и вырастить представителей менеджмента, которые были бы заточены именно на креативные индустрии, поскольку управление в этой сфере имеет свою специфику. Пока мы еще только учимся перекладывать бизнес-технологии на творческую сферу, однако я уверена, что при наличии стабильных инвестиций уже в перспективе ближайших лет нам удастся совершить качественный скачок в развитии.
Юлиана Слащева
Председатель правления киностудии «Союзмультфильм», генеральный директор киностудии имени М. Горького
Юлиана Слащева
Председатель правления киностудии «Союзмультфильм», генеральный директор киностудии имени М. Горького
Российские отрасли творческой сферы имеют свои особенности, которые как способствуют, так и тормозят их развитие. Основополагающее здесь то, что исторически культура развивалась у нас в стране за счет государственной поддержки, во внеиндустриальных условиях. Это привело к тому, что, несмотря на богатейший креативный ресурс, не были наработаны практические навыки, которые позволили бы его раскрыть. Бизнес и культура в нашей привычной парадигме мышления оказались как бы на разных полюсах.
Это очень хорошо можно пронаблюдать на примере анимации: завоевав в советские годы огромное количество фестивальных наград, она «просела» в годы экономической турбулентности 90-х, что привело к отставанию в развитии по отношению к зарубежным компаниям.
Первые коммерческие анимационные студии стали появляться в начале нулевых: исследуя зарубежный опыт, они в итоге создали успешные франшизы, которые сейчас гремят на весь мир — «Маша и медведь», «Фиксики», «Смешарики». Но все же это точечные успехи: развернуться в полную мощь нашим производителям мешало именно отсутствие крупных бизнес-партнеров. Еще несколько лет назад компании не видели в этом секторе перспектив, к тому же, анимация — это так называемые долгие деньги: возврат от вложений в среднем начинает поступать лет через пять.
В то же время благодаря государственной поддержке в последние годы нам удалось заявить о себе и продемонстрировать возможные экономические перспективы. Это не осталось незамеченным и привело к кардинальному развороту: в отрасль пришли крупные инвесторы. Знаковым в этом смысле стало заключение стратегического соглашения «Союзмультфильма» и компании «Сбер».
Однако для поступательного развития креативных индустрий нам еще предстоит сделать многое, например, разработать в диалоге с государственными органами действенные инструменты поддержки, закрепить понятийный аппарат и механизмы защиты интеллектуальных прав.
Ну и, конечно, важно обучить и вырастить представителей менеджмента, которые были бы заточены именно на креативные индустрии, поскольку управление в этой сфере имеет свою специфику. Пока мы еще только учимся перекладывать бизнес-технологии на творческую сферу, однако я уверена, что при наличии стабильных инвестиций уже в перспективе ближайших лет нам удастся совершить качественный скачок в развитии.
Что такое креативные индустрии?
Креативные индустрии — сектор экономики, основанный на индивидуальной креативности, навыках и талантах, имеющий потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест за счет разработки и использования интеллектуальной собственности. К креативным индустриям относят: кино, анимацию, изобразительное и исполнительное искусство, издательскую деятельность, музыку, архитектуру, моду, дизайн, рекламу, новые медиа, разработку компьютерных игр, спорт, туризм и т.д. В развитых экономиках сектор представлен преимущественно малыми и средними предприятиями.
«Главный барьер — это отсутствие нормативного определения креативных индустрий»
На мой взгляд, сегодня основная часть задач по развитию креативных индустрий в нашей стране находится на стороне государства. Отсутствие нормативно-правовой базы, статистического учета, системных оснований для механизмов поддержки — при устранении этих пробелов уже в ближайшее время креативные индустрии должны ускорить свой рост. Более того, станет эффективней работа с мерами поддержки, которые озвучивают представители креативных индустрий, такими как налоговые льготы, субсидии.
На данный момент в стратегических документах социально-экономического развития не определено место креативных индустрий и не сформулированы задачи по их развитию. В этом смысле мы продолжаем ориентироваться на стратегию 2018–2024 гг., где было прописано, что основной упор делается на развитие технологий, а не креативности.
При этом главный барьер — это отсутствие нормативного определения креативных индустрий. Кто они, какие бизнесы включают, а какие, что еще важнее, не включают. Разговоры о необходимости стимулирования развития креативных индустрий, поддержке креативных кластеров, снятии барьеров для креативного бизнеса ведутся уже который год, при этом нет нормативно-правового акта, определяющего понятие. Все подсчеты о доле креативных индустрий в ВВП основаны на исследованиях, а не на данных Росстата или налоговой службы.
Татьяна Мрдуляш
Министр культуры Самарской области
Также на федеральном уровне в системе власти нет органа-«адвоката» креативных индустрий, к чьим компетенциям было бы отнесено их развитие. Каким бы нелепым бюрократизмом это ни звучало, на практике никто системно их развитием не занимается.
Примечательно, что регионы создают свои центры управления и развития креативных индустрий. Москва — отдельный пример, здесь создано Агентство креативных индустрий, которое системно взаимодействует с креативным бизнесом. В целом по стране, как правило, на региональном уровне это структура в министерстве экономики, министерстве промышленности или минкультуры. Некоторые регионы пошли по пути создания более гибких и внешних команд в подведомственных учреждениях (например, Санкт-Петербург) или специальных фондов (Ульяновск). При этом мы понимаем, что регионов, в которых развитие креативных индустрий в принципе отнесено к компетенции какого-либо ведомства, — меньшинство. В большинстве еще не сформулирована задача по развитию и поддержке этой сферы.
Что касается самого креативного бизнеса, пока трудно сказать, представляет ли какая-либо организация существенную долю этого сообщества. Один из претендующих на это голосов — Комитет по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). По мнению РСПП, для развития креативных индустрий в первую очередь необходимо урегулировать вопросы обращения интеллектуальной собственности, сделать ее оборот более широким, прозрачным, защищенным. Также предлагается ввести различные налоговые льготы для субъектов креативных индустрий и в отношении оборота интеллектуальных прав.
При этом есть понимание, что в отсутствие определения креативных индустрий и нормативно закрепленного приоритета их развития обсуждение мер поддержки в органах власти откладывается на неопределенный срок.
Татьяна Мрдуляш
Министр культуры Самарской области
На мой взгляд, сегодня основная часть задач по развитию креативных индустрий в нашей стране находится на стороне государства. Отсутствие нормативно-правовой базы, статистического учета, системных оснований для механизмов поддержки — при устранении этих пробелов уже в ближайшее время креативные индустрии должны ускорить свой рост. Более того, станет эффективней работа с мерами поддержки, которые озвучивают представители креативных индустрий, такими как налоговые льготы, субсидии.
На данный момент в стратегических документах социально-экономического развития не определено место креативных индустрий и не сформулированы задачи по их развитию. В этом смысле мы продолжаем ориентироваться на стратегию 2018–2024 гг., где было прописано, что основной упор делается на развитие технологий, а не креативности.
При этом главный барьер — это отсутствие нормативного определения креативных индустрий. Кто они, какие бизнесы включают, а какие, что еще важнее, не включают. Разговоры о необходимости стимулирования развития креативных индустрий, поддержке креативных кластеров, снятии барьеров для креативного бизнеса ведутся уже который год, при этом нет нормативно-правового акта, определяющего понятие. Все подсчеты о доле креативных индустрий в ВВП основаны на исследованиях, а не на данных Росстата или налоговой службы.
Также на федеральном уровне в системе власти нет органа-«адвоката» креативных индустрий, к чьим компетенциям было бы отнесено их развитие. Каким бы нелепым бюрократизмом это ни звучало, на практике никто системно их развитием не занимается.
Примечательно, что регионы создают свои центры управления и развития креативных индустрий. Москва — отдельный пример, здесь создано Агентство креативных индустрий, которое системно взаимодействует с креативным бизнесом. В целом по стране, как правило, на региональном уровне это структура в министерстве экономики, министерстве промышленности или минкультуры. Некоторые регионы пошли по пути создания более гибких и внешних команд в подведомственных учреждениях (например, Санкт-Петербург) или специальных фондов (Ульяновск). При этом мы понимаем, что регионов, в которых развитие креативных индустрий в принципе отнесено к компетенции какого-либо ведомства, — меньшинство. В большинстве еще не сформулирована задача по развитию и поддержке этой сферы.
Что касается самого креативного бизнеса, пока трудно сказать, представляет ли какая-либо организация существенную долю этого сообщества. Один из претендующих на это голосов — Комитет по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). По мнению РСПП, для развития креативных индустрий в первую очередь необходимо урегулировать вопросы обращения интеллектуальной собственности, сделать ее оборот более широким, прозрачным, защищенным. Также предлагается ввести различные налоговые льготы для субъектов креативных индустрий и в отношении оборота интеллектуальных прав.
При этом есть понимание, что в отсутствие определения креативных индустрий и нормативно закрепленного приоритета их развития обсуждение мер поддержки в органах власти откладывается на неопределенный срок.
«Инвесторы не воспринимают креативную индустрию как объект для инвестиций из-за отношения творцов к деньгам»
Креативные индустрии должны развивать три ключевых сообщества: творцы, инвесторы и продюсеры. У каждого из этих сообществ, на мой взгляд, существуют проблемы, которые сдерживают развитие индустрии.
Что касается творцов, то это проблема отношения к деньгам. Только из федерального бюджета государство каждый год тратит на поддержку культуры порядка 130 млрд рублей, и это без учета региональных бюджетов, хотя там масштаб меньше. В целом расходуются немаленькие средства, и творцы привыкли их получать, считая, что о деньгах можно не думать и что вообще финансы — дело грязное. Поэтому у российских производителей контента нет навыков самопродажи и самопрезентации, нет минимальной заботы о деньгах и об их возвратности.
Почему это важно? Потому что именно отношение творцов к деньгам — это, пожалуй, главная причина того, что инвесторы не воспринимают креативную индустрию как объект для инвестиций. Иногда они готовы быть спонсорами, донорами, благотворителями, но не инвесторами. А если эта проблема будет решена, то денег в индустрии будет намного больше. Сейчас о возвратности иногда говорят в киноиндустрии, но в театральных или музейных проектах этим никто не занимается. Инвесторы даже не начинают думать о возвратности инвестиций, ведь они знают, что российский творец тратит деньги безответственно.
Третий блок — продюсирование. В идеальном мире продюсеры являются драйверами всего процесса, начиная с идеи и заканчивая возвратом инвестиций. Но в России такое положение дел встречается только в киноиндустрии и очень редко. У нас нет даже зрелого рынка актерских агентств, не говоря уже о сильных продюсерах в театральном, музейном или библиотечном деле. Продюсер — это не только организатор, а прежде всего тот, кто умет посчитать бизнес-план, отличить CAPEX от OPEX, «утрамбовать» по расходам творца, сделать хороший питч для инвестора и нести ответственность за возвратность денег. Продюсерским навыкам нужно по-другому учить в наших вузах. Повторюсь, продюсер — это не только тот, кто находит деньги, но и тот, кто их возвращает.
Как только творцы и инвесторы начнут понимать, слышать друг друга и произойдет перестройка продюсерского состава, мы сможем получить сильный экономический рывок в креативной отрасли. И бенефициарами этих изменений будут все, в том числе потребители контента.
Елена Лазько
Партнер, руководитель практики стратегического и операционного консалтинга
Елена Лазько
Партнер, руководитель практики стратегического и операционного консалтинга
Креативные индустрии должны развивать три ключевых сообщества: творцы, инвесторы и продюсеры. У каждого из этих сообществ, на мой взгляд, существуют проблемы, которые сдерживают развитие индустрии.
Что касается творцов, то это проблема отношения к деньгам. Только из федерального бюджета государство каждый год тратит на поддержку культуры порядка 130 млрд рублей, и это без учета региональных бюджетов, хотя там масштаб меньше. В целом расходуются немаленькие средства, и творцы привыкли их получать, считая, что о деньгах можно не думать и что вообще финансы — дело грязное. Поэтому у российских производителей контента нет навыков самопродажи и самопрезентации, нет минимальной заботы о деньгах и об их возвратности.
Почему это важно? Потому что именно отношение творцов к деньгам — это, пожалуй, главная причина того, что инвесторы не воспринимают креативную индустрию как объект для инвестиций. Иногда они готовы быть спонсорами, донорами, благотворителями, но не инвесторами. А если эта проблема будет решена, то денег в индустрии будет намного больше.
Сейчас о возвратности иногда говорят в киноиндустрии, но в театральных или музейных проектах этим никто не занимается. Инвесторы даже не начинают думать о возвратности инвестиций, ведь они знают, что российский творец тратит деньги безответственно.
Третий блок — продюсирование. В идеальном мире продюсеры являются драйверами всего процесса, начиная с идеи и заканчивая возвратом инвестиций. Но в России такое положение дел встречается только в киноиндустрии и очень редко. У нас нет даже зрелого рынка актерских агентств, не говоря уже о сильных продюсерах в театральном, музейном или библиотечном деле. Продюсер — это не только организатор, а прежде всего тот, кто умет посчитать бизнес-план, отличить CAPEX от OPEX, «утрамбовать» по расходам творца, сделать хороший питч для инвестора и нести ответственность за возвратность денег. Продюсерским навыкам нужно по-другому учить в наших вузах. Повторюсь, продюсер — это не только тот, кто находит деньги, но и тот, кто их возвращает.
Как только творцы и инвесторы начнут понимать, слышать друг друга и произойдет перестройка продюсерского состава, мы сможем получить сильный экономический рывок в креативной отрасли. И бенефициарами этих изменений будут все, в том числе потребители контента.
У нас еще много интересных материалов...
Что такое метавселенная и для каких индустрий она станет прорывом?
Взгляд экспертов в рубрике «Три мнения»
«Удаленное управление только добавит новые сложности лидерам»
Интервью с Ольгой Филатовой, независимым директором HeadHunter
«Главный по удаленке» — веяние времени или необходимость?
Елена Лазько делится своим мнением