Система управления отходами в том виде, в котором она существовала до конца 2018 г., досталась нам в наследство от СССР. Плановая экономика невольно обеспечивала соблюдение стандартов современного потребления, которым позавидовали бы самые развитые страны мира, — многоразовая тара, экологичная бумажная упаковка, переработка и повторное использование стекла. Отходов было немного, а их состав, где преобладала органика, подходил для утилизации на полигонах.
За последние 30 лет культура потребления, а соответственно, и структура отходов в стране кардинально изменились, и это нашло отражение в проекте стартовавшей недавно мусорной реформы. Желание государства вывести этот сектор из тени, а также нарастающая социальная напряженность, рост внимания к проблемам экологии стали основными причинами проведения давно назревшей отраслевой реформы.
Был разработан нацпроект «Экология» с бюджетом более 4 трлн руб., из которых 457 млрд пойдут на проекты, связанные непосредственно с системой управления отходами. К 2024 г. на переработку должно направляться 60% ТКО.
В начале года приступили к работе региональные операторы и был подписан указ о создании Российского экологического оператора (РЭО) — профильной федеральной структуры.
После того как были анонсированы бюджет на трансформацию системы и различные льготы для компаний, появилось много желающих принять участие в новой кампании. Так, например, план строительства 220 мусороперерабатывающих комплексов по всей стране за 290 млрд руб. появился среди проектов для компаний из «списка Белоусова», 39 из них собираются запустить уже в этом году. В ближайшие 2–3 года также будут построены четыре завода термической переработки ТКО в Подмосковье и Татарстане.
Заработать планировали и компании, ставшие регоператорами. Сделать это оказалось не так просто — президент поручил зафиксировать тарифы на вывоз мусора для населения, а собираемость платы в некоторых регионах уже сейчас настолько низкая, что местные операторы угрожают остановить работу. В таких условиях об инвестиционных бюджетах на строительство мощностей по сортировке и переработке говорить не приходится. Ранее глава РЭО Денис Буцаев отмечал, что в этой отрасли не может быть «быстрых и хайповых» денег, но это может стать устойчивым долгосрочным бизнесом с хорошими экономическими показателями. Однако для этого потребуется решить нескольких фундаментальных проблем, иначе созданная система вряд ли заработает, не говоря уже о том, чтобы приносить прибыль.
70
млн т ТКО
ежегодно образуется в России
90
%
попадает на полигоны и несанкционированные свалки
Главная трудность – мы ничего не знаем о нашем мусоре. Выделяются бюджеты, планируется строительство комплексов по переработке, но совершенно не понятно, на основании чего ведется эта работа.
Проблемы начинаются уже на этапе подсчета их объема — наш анализ различных источников показал разброс цифр от 35 млн до 81 млн т ТКО, производимых в России ежегодно. Информация в территориальных схемах не унифицирована, зачастую данные представляются в виде общего количества всех отходов даже без деления на бытовые и производственные, где-то объемы рассчитаны на основе методик еще 1990 г., а где-то и вовсе не указаны — в том числе в регионах со столицами-миллионниками, а значит, построение новой системы управления ТБО может превратиться в процесс ради процесса.
Чтобы вторичное использование стало экономически целесообразным, должны быть обеспечены объемы для загрузки сортировщиков и переработчиков. В свою очередь, чтобы обеспечить объемы и строить на местах соответствующие мощности, необходимо знать структуру отходов, которая очень сильно отличается в разных регионах, в городе и на селе и даже в разных районах одного населенного пункта. Важен и фактор сезонности: например, летом образуется больше органического мусора за счет отходов от овощей и фруктов, а зимой — больше упаковки от продуктов.
Скажем, если регоператору достается много пластика и алюминия — ему повезло, нужно только отсортировать и продать их. Если же в структуре отходов преобладают пищевые отходы, то нужно подумать над тем, как их переработать в продукт, который будет иметь спрос. Операторы, которые проведут работу по подсчету того, что у них есть, и правильно спланируют дальнейшие шаги, смогут построить инфраструктуру, способную на самом деле приносить прибыль.
От структуры собираемого мусора будет зависеть экономика конкретного предприятия.
Экономическая целесообразность любого предприятия определяется не только потенциальными доходами, но и правильно подсчитанными расходами. Стоимость сбора отходов сильно зависит от вотчины оператора — сельская ли это местность или городская, область или мегаполис. Основные факторы создания стоимости — расстояние, которое влияет на расходы на топливо, правильная частотность и планирование загрузки мощностей, а значит, тщательно планировать необходимо и логистику.
Важен и подбор подходящей техники для сбора мусора. Очевидно, что в крупных городах нужны небольшие, маневренные автомобили, для сельской местности более вместительные. Кроме того, необходимо внести ясность в единицы измерения, которыми пользуются в отрасли: сегодня норма накопления, из которой рассчитываются тарифы, все еще измеряется в кубометрах, а мусорные компании оперируют тоннами. В зависимости от выбранной регионом модели — переработка или сжигание — определяется целесообразность прессовки отходов, а следовательно, модель мусоровоза и единицы измерения.
Наконец, последний, но тоже важный элемент системы — это спрос на продукцию переработки отходов, который сегодня в России практически отсутствует.
На первых этапах, вероятно, потребуется участие регулятора для нормативно-правового стимулирования использования вторичных ресурсов. На спрос также будут влиять различные факторы, которые должны быть учтены уже сегодня при создании инфраструктуры: качество и дальнейшая применимость вторичного сырья, возможность обеспечения непрерывного потока сырья, волатильность цен на продукты переработки, стоимость и качество первичного материала. Построение системы управления отходами фактически с нуля — задача непростая, но не невыполнимая. В мире есть много примеров успешной реализации таких проектов в рамках рыночных правил. Важно понимать, что факторами этого успеха стали не только правильные действия бизнеса и государства в части планирования, регулирования и создания спроса, но и активная работа с населением.
Например, в последние десятилетия в США и странах Европы используется подход трех R: Reduce. Reuse. Recycle — «Уменьшить потребление. Использовать снова. Переработать». Этот метод борьбы с ростом количества отходов заключается в том, что предприниматели выпускают более экономичные упаковки, а потребители учатся многократно использовать имеющиеся у них вещи. Работает система депозитов, напоминающая старую советскую: при покупке товаров в таре, которую можно переработать, например в бутылках, покупатель платит определенную сумму в качестве залога. При сдаче бутылки он получает эти деньги обратно. Эту практику, возможно, возродят и в России: этот вопрос Минпромторгу, Минприроды и Минэкономразвития в 2018 г. поручил проработать премьер Дмитрий Медведев.
В последние десятилетия в США и странах ЕС используется подход трех R:
Reduce, Reuse, Recycle
Также активно используется расширенная ответственность производителей, когда они оплачивают часть стоимости или сами обеспечивают переработку материалов из их продукции. Этот подход применяется в России с конца 2014 г. и сейчас требует адаптации в рамках начавшейся реформы.
Как показывают соцопросы, немалая доля жителей России готова к раздельному сбору мусора, но при этом у части общества уже сформировалось негативное отношение к начавшейся реформе. Изменить его, повысив перспективы ее успеха, можно только в атмосфере информационной открытости и демонстрируя готовность идти не на конфликт, а на диалог.
Опубликовано в газете Ведомости и на сайте vedomosti.ru
Иван специализируется на реализации проектов устойчивого развития и обладает 14-летним опытом работы в сфере экологии и предоставления консультационных услуг в области оценки экологических и социальных рисков, изменения климата, энергоэффективности, охраны труда и промышленной безопасности, управления активами и нефинансовой отчетности.