В 2023 году Россию, скорее всего, ждет падение добычи нефти, и в таких условиях налоговые механизмы, стимулирующие работу на новых или истощенных месторождениях, могут показаться неактуальными. Но это будет ошибкой, считает директор департамента налогового консультирования Kept Дарья Шорина.
Еще в 2019 году была проведена одна из ключевых реформ в налогообложении добычи нефти в России: заработал новый налог на дополнительный доход (НДД). Основная задача, которую был призван решить НДД, — стимулирование добычи и прекращение практики предоставления адресных льгот по НДПИ, при которых сложно построить прямую связь между рентабельностью добычи и льготой, привязанной к геологическим характеристикам. Налог изначально работал в пилотном режиме, однако в 2022 году его периметр был существенно расширен: 86 новых участков должны перейти на НДД в течение двух лет. Так, в 2022 году перешли 56 участков недр четвертой группы (гринфилды), а в 2023 году — месторождения браунфилды в рамках третьей группы, объем добычи по которым составлял не более 3% от общего количества добытой нефти.
Но к концу 2022 года стало ясно, что ситуация со спросом на российскую нефть заметно изменилась. Как будет работать НДД в новых условиях?
Дарья Шорина
Директор департамента налогового и юридического консультирования Kept
В 2023 году Россию, скорее всего, ждет падение добычи нефти, и в таких условиях налоговые механизмы, стимулирующие работу на новых или истощенных месторождениях, могут показаться неактуальными. Но это будет ошибкой, считает директор департамента налогового консультирования Kept Дарья Шорина.
Еще в 2019 году была проведена одна из ключевых реформ в налогообложении добычи нефти в России: заработал новый налог на дополнительный доход (НДД). Основная задача, которую был призван решить НДД, — стимулирование добычи и прекращение практики предоставления адресных льгот по НДПИ, при которых сложно построить прямую связь между рентабельностью добычи и льготой, привязанной к геологическим характеристикам. Налог изначально работал в пилотном режиме, однако в 2022 году его периметр был существенно расширен: 86 новых участков должны перейти на НДД в течение двух лет. Так, в 2022 году перешли 56 участков недр четвертой группы (гринфилды), а в 2023 году — месторождения браунфилды в рамках третьей группы, объем добычи по которым составлял не более 3% от общего количества добытой нефти.
Но к концу 2022 года стало ясно, что ситуация со спросом на российскую нефть заметно изменилась. Как будет работать НДД в новых условиях?
Роль НДД в отрасли
До 2019 года добыча нефти облагалась только НДПИ. Это рентный налог, который взимается по твердой ставке с каждой тонны добытых углеводородов. Как правило, он не учитывает рентабельность добычи нефти на конкретном месторождении и подлежит уплате с первой же тонны полученного сырья. НДД, напротив, взимается с финансового результата от реализации нефти, что позволяет учесть реальные затраты и убытки бизнеса, связанные с разработкой месторождения. Такой механизм дает возможность отложить налоговую нагрузку до момента получения компаниями реальной прибыли от добычи, что повышает инвестиционную привлекательность разработки трудных категорий запасов, добыча которых при уплате НДПИ нерентабельна.
Нефтяная отрасль чувствительна к налогообложению как никакая другая — только ресурсные налоги составляют около 60% стоимости нефти. При этом условия добычи и затраты компаний могут сильно варьироваться в зависимости от категории запасов, сложности извлечения, регионов добычи, инфраструктурных особенностей. Потребность в разработке налога, учитывающего такие особенности, возникла давно.
По сути, НДД позволил достичь баланса интересов между бизнесом и государством: компании получают стимул для инвестиций в разработку новых месторождений, а государство в перспективе — новые налоговые поступления за счет увеличения добычи.
Чего ждать от 2023 года?
В 2022 году, несмотря на санкции, России удалось не только сохранить, но даже несколько увеличить добычу нефти. Однако в 2023 году риски для нефтяной отрасли, а значит и для бюджета, стали только выше. Основным из них является введение рядом стран эмбарго и потолка цен на российскую нефть, а с февраля — и на российские нефтепродукты. Кроме того, бюджет чувствителен к снижению котировок Urals, по которым рассчитываются как НДПИ, так и НДД, а следовательно, существенная часть бюджетных поступлений, стабильность которых сегодня важна как никогда.
На этом фоне уже сейчас различные, в том числе иностранные, эксперты прогнозируют падение добычи нефти в 2023 году до 10-15%.
Что же ждет в условиях весьма вероятного сокращения добычи налог, который призван ее стимулировать? Логично было бы предположить, что дальнейшего расширения применения НДД не будет, однако однозначного ответа на этот вопрос пока нет.
Работа по импортозамещению технологий добычи трудноизвлекаемых запасов ведется уже несколько лет — есть успехи, но в условиях санкций уход западных технологий с рынка потребует еще больших инвестиций. Кроме того, разработка месторождений с нуля имеет отложенный эффект с точки зрения увеличения добычи, поскольку компаниям требуется время на строительство и подготовку инфраструктуры, особенно в отдаленных регионах.
Поэтому переход тех или иных участков на НДД сегодня совершенно не означает увеличения добычи завтра, результат достигается «накопленным итогом» в течение нескольких лет. Здесь, скорее, важен вопрос о том, какие конкретно проекты будут переведены на НДД, для чего нужны правильные критерии отбора. В нефтяной сфере налоговая нагрузка существенно влияет на рентабельность, в связи с чем «обещание» государства в части перевода проекта на НДД является весомым аргументом при принятии инвестиционного решения.
Отдельно стоит отметить важность НДД для независимых игроков, для которых фактор налоговой нагрузки может быть определяющим при планировании дальнейшей деятельности.
Безусловно, в условиях турбулентности расширение НДД не будет первым приоритетом для государства, но это совершенно не говорит о невостребованности данного режима в перспективе. НДД уже зарекомендовал себя как работающий и, что важно, понятный механизм налогообложения и для государства, и для налогоплательщиков. И чтобы в условиях сокращения традиционных запасов не допустить сильного падения добычи в перспективе трех-четырех лет, данный режим нужно продолжать расширять, не откладывая решение на несколько лет. Первые направления расширения, скорее всего, будут понятны уже к концу года.
У нас еще много интересных материалов...
«В 2022 году нам удалось сохранить неизменными ключевые параметры налоговой системы»
Интервью с заместителем министра финансов РФ Алексеем Сазановым
Банкротства для иностранцев: формируется ли в российском правосудии новый тренд?
Лидия Солодовникова о том, повлияет ли институт трансграничного банкротства на зарубежные компании, работающие в РФ
Интервью с Андреем Шароновым, генеральным директором Национального ESG Альянса