Это был наш первый опыт постановки цели по автоматизации, выраженной в конкретных цифрах. Цель амбициозная, и мы продолжаем ей следовать.
Мы проходим по всем нашим информационным системам и оцениваем, насколько они зрелые относительно рынка: современны ли технологии, распределение ресурсов, архитектура систем, функционально-технологические особенности.
Первая оценка показала уровень зрелости, вы не поверите, в 81%. Феноменальная цифра. Что сразу говорит о том, что наша методология неверна. Сейчас мы ее корректируем.
95% наших проектов включают бенефитную часть. Капитальные затраты подразделяются на maintenance (эксплуатационные) — включают амортизацию и износ материальных или нематериальных активов; improvements, для которых установлены KPI, характеризующие улучшение процессов, и development с жестким инвестиционным циклом. Вложения в технологии, как правило, оцениваются как development.
При этом мы осознаем, что нельзя во всем следовать жесткому сценарию без экспериментов. Поэтому мы заложили небольшую сумму инвестиций на пилотные проекты. Решение о запуске пилота принимает R&D-комитет, в котором состоят три топ-менеджера.
Как мы меняем информационные системы?! Считаем кейсы. В прошлом году была пара-тройка примеров проектов, когда мы пришли к коллегам из бизнеса и говорим: «Эти системы устарели». Нам ответили: «А кому нужно обновление, кроме вас, — ИТ-функции?!» И мы пошли на вторую защиту. И доказали коллегам, что они используют те или иные сервисы, которые потребляют данные в системах. Система больше расти не может. Мы предложили два альтернативных сценария. Первый — расширяем информационную систему, вкладывая деньги в оборудование. Второй — заменяем что-то архитектурно. И обозначили, сколько будет стоить терабайт хранения в одном и в другом случае. Далее решение уже принимает бизнес.
Но мы понимаем, что рано или поздно настанет момент, когда нам нужно будет принимать какое-то решение по SAP ERP. Поэтому мы анализируем, что мы точно считаем нужным продолжать развивать в SAP ERP, а что не стоит на горизонте в 3−5 лет.
При этом совсем отказываться от экспертизы со стороны было бы злом. Потому что консультанты и интеграторы обладают широтой взгляда и могут привнести что-то новое. Я считаю, что нужно регулярно обмениваться опытом, и я настойчиво рекомендую коллегам работать с консалтингом, с заказной разработкой. Нельзя закрываться, потому что это ограничивает.
Мы предоставляем не только продукты, но и услуги. Наша команда обладает экспертизой в архитектуре, в построении процессов, ритейле и т. д. Продаем все, что продается, экспериментируем, чтобы понять, на чем сделать акцент.
Читайте также
Наш принцип — от 50% загрузки человека должно быть направлено на конкретную бизнес-функцию. Но, как правило, доходит до 90−100%.
Мы ставим внутренним командам, ИТ и управленцам со стороны бизнеса совместные цели. Например, получение эффектов от проекта — совместная цель. Не по всем бизнес-функциям у нас есть бизнесовые KPI в командах ИТ или ИТ-KPI в командах бизнеса. Но по трем уже есть.
С 2025 года мы формируем digital-стратегии бизнес-функций. У каждой функции — логистики, HR, финансов и т. д. — появится часть, связанная с ИТ. За стратегию отвечает руководитель со стороны ИТ по этой бизнес-функции.
Три года назад, когда мы начинали трансформацию, ИТ воспринимались черным ящиком. У нас было -37% NPS (Net Promoter Score, индекс потребительской лояльности. — Прим. Mustread) со стороны бизнес-функций. По итогам 2024 года уже +7,5% NPS.
Внутри ИТ выделена небольшая команда AI-research, которая набирает экспертизу. Кроме того, в каждом из своих направлений — бизнес-анализ, тестирование, архитектура, разработка — мы внедряем сервис-менеджмент, пилоты на основе всего доступного ИИ-инструментария.
Резкий рывок произойдет моментально, важно быть подготовленными и иметь экспертизу по всем направлениям развития ИИ-технологий.
Недавно наш сотрудник за пять вечеров написал цифровой инструмент. Мы оценивали стоимость разработки этой системы с нуля в 5−10 млн рублей. А наш сотрудник создал ее с помощью ИИ-ассистентов, которые помогали ему писать код.
Есть еще одно беспокойство в связи с распространением ИИ: что люди отупеют. Перестанут думать, структурировать мысли, запоминать. Удобнее же спросить нейросеть. Некоторые стали теперь проходить собеседования, сдавать тесты с помощью ИИ.
Мы активно работаем над мониторингом просроченных товаров. Обладая информацией о сроке годности продуктов, мы можем сообщить сотруднику торгового зала: здесь на полке выставлен товар с истекающим сроком годности.
И третье направление — роботизация. Пока применение роботов для работы с товарами на полках маловероятно. Но мы давно пилотируем роботов-уборщиков в магазинах.
Создание такого склада произведет вау-эффект. Но сразу возникает вопрос, как это масштабировать и сколько это будет стоить. На горизонте трех лет безлюдный и при этом экономически эффективный склад — это действительно скорее голубая мечта. Но идет активное движение в этом направлении. Мы ведем эксперименты по адаптации китайских роботов под наши требования. И есть конкретный российский продукт.
Зарплаты сотрудников растут за счет конкуренции и недостатка людей на рынке, а робототехника стала дешеветь. В перспективе установится баланс: то, что еще два года назад не окупалось, станет экономически выгодным.
После окончания университета начал работать в «М.Видео» ИТ-инженером, прошел путь до руководителя департамента информационных систем. С 2011 г. по 2013 г. был заместителем начальника управления информационных технологий в АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций». В 2013 г. вернулся в «М.Видео». С 2015 г. — директор по информационным технологиям «М.Видео-Эльдорадо». Затем работал в группе компаний «Просвещение», где руководил информационными технологиями и разработкой цифровых продуктов. С 2022 г. — директор по цифровым инновациям и ИТ торговой сети «Лента».