Первым сложнее заходить на любой рынок, особенно с каким-то новым продуктом. Помню первые этапы нашего роста — мы начали с велосипедов в 2018 году, а буквально через три месяца быстрым MVP поставили на набережной Адлера самокаты. Было очень сложно затянуть пользователя. Никто не понимал, что к ним можно подойти, арендовать их через приложение. И до сих пор проникновение не в городах-миллионниках чуть более сложное, особенно когда ты первый заходишь, но популярность и концепция кикшеринга как транспорта растет, и мы проходим эти этапы проникновения достаточно успешно.
Как мы видим продукт? Самокат — это транспорт, полноценный транспорт. Сначала это был транспорт-развлечение, потом транспорт последней мили, а сейчас мы видим следующий паттерн: пользователи начинают отказываться от общественного транспорта и из точки, А едут в точку Б только на самокате. Поездки до трех километров смело преодолеваются таким способом.
Наш офис находится на Савеловской, а я очень много встреч провожу на Цветном бульваре, на Пушкинской. Езжу исключительно на самокате. Это 15 минут и чек до 200 рублей. На такси в два раза дороже и не всегда быстрее с учетом того, что в центре нет выделенных полос. Поэтому самокат — полноценный транспорт.
Но самое главное же не просто следить за метриками, а делать выводы по ним, быстро менять тактику, чтобы как можно больше людей ставить на самокаты. В прошлом году, например, мы запускали проект «Утренне-вечернее метро». Его суть была в том, что мы ночью по спальным районам расставляли самокаты, чтобы люди утром ехали к метро, а в районе Садового или Третьего кольца, наоборот, ставили самокаты у метро. Это стоило нам денег, но зато мы сформировали четкий паттерн и теперь видим всплески в районе девяти утра, потом небольшое плато или провисание, а потом снова начинается рост. И вечером точно так же. Люди едут на работу и едут с работы.
Кроме того, сильные игроки могут тестировать новое на благо всего рынка. «Яндекс», например, купил израильскую компанию Wind, у которой есть самокаты своей разработки. Там есть такая классная вещь, как задний амортизатор, которая позволяет более комфортно ехать. Если вы обратите внимание, в Москве у всех самокатов двойной передний амортизатор, заднего еще нет. Но тут есть разные школы мысли, и я разделяю такую: не надо превращать самокат в вездеход, надо создавать нормальную инфраструктуру для нормальных самокатов. Мы все знаем, что в некоторых городах у нас такие проблемы с дорогами, что там любой самокат сломается.
Сейчас мир поменялся, и такого бесшовного сервиса уже не будет, поэтому мы делаем акцент в первую очередь на российском рынке, тем более, что рынок развивающийся, активный, много территорий до сих пор без самокатов, и мы как операторы готовы туда вкладываться, развивать инфраструктуру. Конечно, смотрим на рынки СНГ. Но главный бизнес — это бизнес в России.