Кроме того, для определенных групп плательщиков мы предусматриваем отмену обязательного соответствия суммовым критериям. Это плательщики, заключившие соглашение о защите поощрения капиталовложений, участники промышленных кластеров, в будущем участники особых экономических зон. Также законопроектом у нас предусмотрена отмена обязательных критериев для государственных и муниципальных учреждений.
Мы долго изучали вопрос с точки зрения возможности разграничения тех затрат, которые связаны с налоговым мониторингом, и тех затрат, которые компания осуществляет независимо от участия в нем. Проводили опрос среди всех участников налогового мониторинга, чтобы выявить эти затраты, и пришли к выводу, что это достаточно тяжело сделать. Мы продолжаем изучать данный вопрос в отношении участников, заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений, совместно с Министерством экономического развития.
Для себя мы, конечно, во главу угла ставим вопросы проведения непосредственно контроля, а не только ознакомление с документами плательщиков. В настоящее время та технология, которую используют плательщики, дает нам очень хорошую возможность ознакомиться со всеми электронными документами плательщика, фактически не отвлекая его.
Дополнительно нас непосредственно интересует проведение самих контролей за корректностью и правильностью исчисления налогов информационной системой.
Для плательщика, который не является участником налогового мониторинга и не предоставлял доступ к своей информационной системе, необходимо будет провести отдельную работу по тому, чтобы подключить его информационную систему и настроить ее, потому что, кроме непосредственной реализации сервисов, мы семь лет при развитии налогового мониторинга развиваем еще и требования к информационным системам плательщиков. Плательщики — участники налогового мониторинга данные требования уже в значительной степени реализовали, поэтому за счет подключения к информационной системе налоговой службы им гораздо проще реализовывать у себя наши сервисы.
Кроме того, у нас с вами есть процедура по формированию списка мотивированных мнений, которые не выполнены, и информированию налогоплательщика о наличии у него невыполненных мотивированных мнений. Таким образом плательщик, получив мотивированное мнение, имеет достаточный временной запас для того, чтобы выполнить это мнение либо, скажем так, пройти взаимосогласительную процедуру, но с максимальным количеством документов. Если все-таки ему это в установленные сроки не удается сделать, то, как вы правильно отметили, у нас начинается тематическая выездная проверка.
Хочу также отметить, что у нас каждый год растет количество направленных мотивированных мнений и по запросу компании, и по инициативе налогового органа.
Мы стандартизировали перечень информации, которой обменивается налогоплательщик с налоговым органом, для того чтобы корректно оценивать уровень организации системы внутреннего контроля у плательщика. И мы готовимся, конечно, к следующему шагу, поскольку очень хотим от процесса сбора отчетности перейти непосредственно к процессу контроля и проверке эффективности тех контролей, которые реализованы на стороне плательщика.
Мы бы не хотели в ближайшее время менять положения самого приказа о требованиях к организации системы внутреннего контроля. Постараемся в рамках наших проектов документов, проектов новых сервисов сначала реализовать новые функциональные возможности, которые нам уже позволят в цифровом автоматизированном режиме проводить оценку системы внутреннего контроля. После того, как успешно пройдем пилотную апробацию этих новых сервисов, мы уже постараемся внести соответствующие корректировки с точки зрения нормативной правовой базы.
Мы начали с кодификации Налогового кодекса, опубликовали справочник статей и пунктов НК. Опубликовали также справочник строк налоговых деклараций и перечень видов налогов. Есть и новые справочники: это справочник видов документов, справочник контролей, справочник регистров.
Все эти справочники являются основой нормативной справочной информации, на которой мы строим наши программные сервисы уже для того, чтобы непосредственно взаимодействовать с плательщиком. В процессе взаимодействия двух систем очень важно нормализовать информацию, которая передается. Мы планируем все эти справочники актуализировать для того, чтобы у плательщика была возможность непосредственно в своих информационных системах их использовать. Соответственно, предоставляя данные в налоговый орган, плательщик уже будет уверен, что он использовал корректные коды и контролей, и регистров, и видов документов. И это в значительной степени облегчит мероприятия налогового контроля на стороне налогового органа.
Читайте также
Как я уже сказала, в этом году мы опубликовали справочники, на основе которых строятся наши сервисы информационного взаимодействия с плательщиками, и эти справочники как раз включают кодификацию положений Налогового кодекса, кодификацию строк налоговой отчетности, совмещенную уже непосредственно с кодификацией тех норм, положений, которые содержит НК.
В большинстве случаев, конечно, мы не можем говорить про 100%-ную цифровизацию, и часть положений Налогового кодекса опирается на экспертные суждения, на экспертные оценки, где мы говорим о необходимости переключения уже на ручной контроль, на экспертный контроль. Но с той частью положений, которая действительно у нас ложится на алгоритмы, которую мы можем цифровизировать, мы уже начали работать.
В идеале нам бы хотелось, чтобы налоговый орган сосредоточился как раз только на экспертных вопросах, на тех положениях, которые у нас не поддаются в настоящий момент цифровизации, для того, чтобы все остальное как бы не отвлекало его внимание, и мы могли работать только с самыми важными вопросами, требующими нашего непосредственного вовлечения.
Мы не требуем, чтобы все сервисы у компании были реализованы одномоментно. И не требуем одномоментного перехода на новую технологию информационного взаимодействия. Я надеюсь, что такой гибридный подход позволит компаниям, у которых нет возможности перейти на новую систему взаимодействия очень быстро, оставаться в налоговом мониторинге, реализовывать наши требования и потихоньку готовиться.
Мы формируем очень хороший аналитический инструмент, для того чтобы налогоплательщик в каждый момент времени понимал статус своего участия в налоговом мониторинге, насколько хорошо и качественно он выстроил свое информационное взаимодействие, насколько хорошо работает его система внутреннего контроля. У нас очень большие планы на развитие интеграционной платформы, мы будем стараться максимально обогащать ее функциональные возможности.
Основные задачи Управления налогового мониторинга ФНС России: