Мы решили узнать у экспертов по защите данных, как изменился их подход к работе за последние три года, какие задачи стоят перед ними сегодня, и достижима ли в принципе приватность в современном мире.
В начале 2022 года специалисты в сфере персональных данных столкнулись с санкционными ограничениями и отказом западных компаний в предоставлении ряда технических и программных средств. Многие компании переориентировались на работу с новыми контрагентами из дружественных стран. DPO пришлось погружаться в специфику иных средств обработки и защиты ПДн, а также изучать другие юрисдикции. Одновременно с этим были внесены значительные изменения и в российское законодательство в сфере обработки и защиты ПДн.
В случае с целенаправленными атаками, с которыми сейчас имеют дело российские компании, вероятность негативных сценариев развития событий значительно повышается. В сложившейся ситуации оптимальным вариантом видится построение функции приватности таким образом, чтобы минимизировать вред субъекту даже при неправомерном доступе к данным. Среди методов защиты данных можно выделить: обезличивание, разделение по базам (например, когда ФИО хранится отдельно от номера телефона), использование шифрования данных при передаче и хранении в сторонних базах.
Мы привыкли, что данные — это что-то легко отчуждаемое и отдельное от нас, как только мы их произнесли или ввели в форме на сайте. Но данные являются продолжением и собственностью человека, хоть и нематериальной. Поэтому если мы начнем относиться к данным с таким же вниманием, как, например, к своему физическому здоровью, применяя в случае необходимости меры защиты, то и страдать от утечек мы будем гораздо меньше.
Защита данных сегодня — это сложная задача, стоящая перед каждым бизнесом. Одной из основных проблем является поиск баланса между соблюдением приватности и удобством пользовательского опыта. Многие необходимые для пользователей функции требуют активного сбора и использования их данных. В то же время ограничения могут лишить пользователей определенных возможностей и сделать сервисы менее удобными для них.
Единственным выходом из данной ситуации является повышение прозрачности и контроля со стороны пользователей. Так, они сами могут определить свой баланс между приватностью и удобством.
«Яндекс», к примеру, еще в 2021 году запустил инструмент для управления данными пользователей, позволяющий запросить архив с информацией, которую накопили о них разные сервисы «Яндекса», а также удалить свои данные из отдельных сервисов. Таким образом, у пользователей есть и понимание того, какие данные о них собраны, и контроль над тем, какие данные хранятся в контуре экосистемы.
Поэтому правильный баланс приватности можно найти, если пользоваться сервисами компаний, которые приоритизируют прозрачность и контроль со стороны пользователей.
Выводы следующие: за последние три года сложность задачи защиты персональных данных существенно возросла, и компании увеличили инвестиции в обеспечение безопасности и приватности пользователей. Важно найти баланс между приватностью и удобством пользовательского опыта, что может быть достигнуто только при повышении прозрачности и контроля со стороны пользователя. Полная приватность данных в современном мире сложно достижима, но за счет технологий и сервисов, которые уделяют особое внимание безопасности и контролю над данными, возможно найти оптимальный баланс.
Для поддержания этого баланса компаниям стоит стремиться к созданию понятных и прозрачных политик использования данных, активно информировать пользователей о возможностях контроля и предоставлять инструменты для управления данными. Таким образом, пользователи смогут принимать осознанные решения о том, какую информацию они готовы предоставлять и с какой целью.
Обеспечение безопасности данных пользователей является важной и сложной задачей для современного бизнеса. Но при должном внимании к прозрачности, контролю со стороны пользователя, обучению сотрудников и использованию передовых технологий компании и пользователи смогут найти оптимальный баланс между приватностью и удобством, обеспечивая при этом максимально возможную защиту данных.
Мы также серьезно пересмотрели подход к использованию внешнего ПО, особенно облачных решений, и начали активно развивать собственную ИТ-инфраструктуру — разработка необходимых сервисов для различных нужд Ozon в основном осуществляется силами внутренней команды разработчиков.
Команда Ozon Privacy тесно взаимодействует с разработчиками. В частности, мы формируем конкретные требования, которые создаваемые сервисы должны удовлетворять, — так мы всегда можем быть уверены, что обработка клиентских данных в таких сервисах является безопасной и соответствует законодательству.
В этом смысле Ozon за последние три года стал более зрелым в вопросах приватности: бизнес, юристы, безопасность, ИТ и другие направления фактически работают в одной команде, чтобы обеспечивать продуктовый комплаенс. При этом защита данных не воспринимается как разовый результат в виде написания политик и положений — все понимают, что это постоянный процесс, который требует поддержания и определенного вложения в виде ресурсов. Сейчас в приватности становятся заинтересованы все ключевые стейхолдеры компании, а мы постепенно переходим от решения разрозненных задач к более проектной деятельности — например, по внедрению в различные процессы компании принципов privacy by design.
Ozon также активно развивается не только в России, но и за ее пределами. Наверное, самой большой проблемой в связи с этим является то, как примирить между собой порой абсолютно отличные друг от друга режимы защиты персональных данных. Это, например, проявляется в необходимости учитывать правила трансграничной передачи персональных данных, которые могут быть достаточно жесткими, или «приземлять» в том или ином виде информационные системы на территории иностранных государств.
Приватность возможна только тогда, когда все причастные к работе с персональными данными понимают их ценность и значимость. «Новая» приватность — это не столько про конфиденциальность данных, сколько про осознанность в их обработке и контроль субъекта за тем, как и кем такая обработка осуществляется. А это как раз вполне достижимо, если все участники отношений понимают правила игры и придерживаются их.