Новая налоговая реальность цифровых финансовых активов - изображение
Array Технологии | Статьи
4 мин.

Новая налоговая реальность цифровых финансовых активов

17.07.2022 Налоговая политика

В Совет Федерации поступил одобренный Госдумой проект закона, устанавливающего порядок налогообложения операций с цифровыми финансовыми активами и «гибридными» цифровыми правами. Это позволит сформировать налоговые «правила игры» для стремительно развивающегося в России рынка цифровых финансовых инструментов, но пока не приведет к прояснению режима налогообложения операций с криптовалютами, считают Михаил Клементьев и Юлия Яблокова из Kept.

Глобальный тренд на цифровизацию финансовых рынков продолжает расширяться, а использование цифровых финансовых активов (ЦФА) и «гибридных» цифровых прав (ЦП), особенно при выпуске токенов в ходе ICO и SCO, становится перспективным инструментом привлечения финансирования для бизнеса. Так, оборот одних только токенов исчисляется десятками миллиардов долларов в год во всем мире. Популярны эти финансовые инструменты и у розничных инвесторов.

Однако ряд нерешенных законодательных вопросов фактически препятствовал развитию рынка ЦФА и «гибридных» ЦП в России. Одним из них было налогообложение операций с этими инструментами, учитывающее их специфику. Бизнесу был необходим четкий и понятный порядок расчета налога на прибыль по этим инструментам и взимания НДС при операциях с ними.

Активы, права и налоги

Принятый Государственной думой законопроект позволяет решить эту проблему. Так, одной из его ключевых норм является освобождение от НДС всех операций с цифровыми финансовыми активами, а также большей части услуг, оказываемых участниками инфраструктуры данного рынка. Такой шаг устраняет правовую неопределенность относительно необходимости уплаты налога или ее отсутствия при совершении сделок с ЦФА.

Михаил Клементьев

Партнер, руководитель группы структурирования и налоговых решений в финансовом секторе
Kept

Юлия Яблокова

Менеджер группы структурирования и налоговых решений в финансовом секторе Kept

В Совет Федерации поступил одобренный Госдумой проект закона, устанавливающего порядок налогообложения операций с цифровыми финансовыми активами и «гибридными» цифровыми правами. Это позволит сформировать налоговые «правила игры» для стремительно развивающегося в России рынка цифровых финансовых инструментов, но пока не приведет к прояснению режима налогообложения операций с криптовалютами, считают Михаил Клементьев, партнер, и Юлия Яблокова, менеджер Kept.

Глобальный тренд на цифровизацию финансовых рынков продолжает расширяться, а использование цифровых финансовых активов (ЦФА) и «гибридных» цифровых прав (ЦП), особенно при выпуске токенов в ходе ICO и SCO, становится перспективным инструментом привлечения финансирования для бизнеса. Так, оборот одних только токенов исчисляется десятками миллиардов долларов в год во всем мире. Популярны эти финансовые инструменты и у розничных инвесторов.

Однако ряд нерешенных законодательных вопросов фактически препятствовал развитию рынка ЦФА и «гибридных» ЦП в России. Одним из них было налогообложение операций с этими инструментами, учитывающее их специфику. Бизнесу был необходим четкий и понятный порядок расчета налога на прибыль по этим инструментам и взимания НДС при операциях с ними.

Активы, права и налоги

Принятый Государственной думой законопроект позволяет решить эту проблему. Так, одной из его ключевых норм является освобождение от НДС всех операций с цифровыми финансовыми активами, а также большей части услуг, оказываемых участниками инфраструктуры данного рынка. Такой шаг устраняет правовую неопределенность относительно необходимости уплаты налога или ее отсутствия при совершении сделок с ЦФА.

При этом в отношении «гибридных» ЦП (например, цифровой сертификат на право получения услуги или продукта/актива в будущем) НДС применяется по правилам, аналогичным уже установленным НК РФ для операций с имущественными правами, что представляется логичным, так как в основе гибридных цифровых прав изначально может лежать облагаемая НДС реализация товаров, работ или услуг.

С точки зрения налога на доходы физических лиц законопроект предполагает обложение доходов физлиц по операциям с ЦФА и «гибридными» ЦП по общим ставкам 13% и 15% для налоговых резидентов РФ и по ставке 30% для нерезидентов (за исключением дивидендных выплат, облагаемых по ставке 15%). При этом удерживать и уплачивать его будут участники инфраструктуры рынка — операторы информационной системы, обмена ЦФА или инвестиционной платформы, а также иные организации или номинальные держатели, осуществляющие выплату дохода. Внешне это ничем не отличается от действия работодателя, который исчисляет и выплачивает НДФЛ самостоятельно, не требуя этого от сотрудников.

Для розничных инвесторов в ЦФА и «гибридные» цифровые права, являющихся плательщиками НДФЛ, предусмотрена возможность сальдирования прибыли или убытка по операциям с этими инструментами с налоговой базой по операциям с необращающимися ценными бумагами. Для корпоративных инвесторов, уплачивающих налог на прибыль, данная возможность также распространяется и на доходы/расходы по операциям с необращающимися производными финансовыми инструментами. При этом лица, выпускающие ЦФА и «гибридные» ЦП, в случае выкупа (исполнения) инструмента путем передачи товаров, работ, услуг учитывают доходы и расходы по выпущенным инструментам в общей налоговой базе по налогу на прибыль.

Немаловажным положением законопроекта является то, что налоговые резиденты РФ имеют право уменьшить величину НДФЛ и налога на прибыль с дивидендных выплат по ЦФА на сумму налога, фактически уплаченного ранее по акциям, в отношении которых был этот ЦФА был выпущен. Такой подход также распространяется на нерезидентов в части НДФЛ, но не применяется в отношении нерезидентов, выплачивающих налог на прибыль.

В данной связи необходимо отдельно отметить, что законопроект устанавливает достаточно жесткий порядок налогообложения доходов иностранных корпоративных контрагентов. В частности, согласно предлагаемой редакции ст. 309 НК РФ, налогообложению у источника в РФ подлежат выплаты доходов от выкупа (исполнения) и отчуждения прав по ЦФА и «гибридным» ЦП в пользу иностранных юридических лиц без права уменьшения их на величину понесенных расходов.

На очереди — криптовалюта

Принятый законопроект охватывает не весь пласт цифровых активов и криптоинструментов — например, он не затрагивает вопросы налогообложения краудфандинга и криптовалют. Ключевые проблемы здесь аналогичны основным вопросам вокруг ЦФА, которые решил законодатель: каким образом рассчитывать налог на прибыль и освобождать ли обращение криптовалют от НДС. Кроме того, необходимо учитывать и имеющуюся пока разницу во взглядах на эти инструменты и возможности их использования в экономике со стороны ЦБ, Минфина и других органов государственной власти.

При этом нельзя исключать, что активная дискуссия бизнеса и государства по этим вопросам принесет плоды уже до конца года. В любом случае конкретизация порядка налогообложения операций с ЦФА и «гибридными» цифровыми правами является значимым шагом вперед для инфраструктуры финансовых рынков и создает задел на будущее для решения аналогичных вопросов с иными цифровыми финансовыми инструментами.

Статья написана для журнала Forbes и опубликована по ссылке.

Дистанционная работа за границей: налоговые риски для сотрудников

Ольга Замесина о важных аспектах удаленной работы на российскую компанию из-за рубежа

«В мире нет опыта решения кризисных моментов такой сложности»

Интервью с Михаилом Орловым, руководителем департамента налогового и юридического консультирования

Нужно ли в России запрещать криптовалюту? 

Три экспертные позиции

Михаил Клементьев

Партнер, руководитель группы структурирования и налоговых решений в финансовом секторе Kept

Михаил специализируется на проведении проверок соблюдения налогового законодательства крупными российскими и международными клиентами, на оказании консультационных услуг по вопросам налогового и валютного законодательства, проведении обзоров налоговых вопросов и оказании поддержки проектам SAP R/3. Основными направлениями специализации Михаила являются: проведение анализа экономической целесообразности инвестиционных проектов относительно налоговых последствий в РФ, координация налоговых проверок крупных российских и международных банков а также различные консультации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, валютном регулировании и валютном контроле, таможенного законодательства и проведения проектов due diligence.







Вам может быть интересно

string(61) "/upload/iblock/859/x8hurje0e37tm0338p68cpmyzaof4cua/share.jpg"
Это архив материалов, которые были опубликованы до ребрендинга портала с 2019 г. по июль 2023 г.
Мы используем файлы cookie, необходимые для работы сайта, а также аналитические cookies. Вы можете ознакомиться с Политикой использования файлов-cookies.