Поставить на паузу: как российский бизнес отреагирует на приостановку СИДН

06 сентября 2023
6 мин.
Поставить на паузу: как российский бизнес отреагирует на приостановку СИДН - изображение
Александр Токарев
Партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept
8 августа был подписан президентский указ № 585, приостановивший действие ряда положений налоговых соглашений (СИДН) с 38 «недружественными юрисдикциями», включая США, Францию, Кипр, Люксембург, Швейцарию, Ирландию и другие страны. Данный шаг полностью вписывается в тенденцию, связанную с постепенным ужесточением Россией условий налоговых соглашений с западными странами, которая наметилась несколько лет назад. При этом природа каждого конкретного решения в рамках этого тренда имеет различный характер.

Призраки недавнего прошлого

Весной 2020 года президент в рамках «антиковидных» мер поручил правительству пересогласовать СИДН в сторону повышения ставок с так называемыми «транзитными юрисдикциями», через которые средства из России выводились в офшоры, для повышения бюджетных доходов. В список транзитных стран попали Кипр, Мальта, Люксембург и Нидерланды, чуть позже — Швейцария.

Минфин РФ предложил этим странам поднять ставки налога на доходы у источника выплаты по дивидендам и процентам до 15% (за редкими исключениями). Это вызвало шок у российского бизнеса, ведь действовавшие на тот момент СИДН предполагали снижение ставки налога на доходы у источника выплаты по дивидендам до 5% при соблюдении определенных условий и освобождение по процентам (кроме Мальты, СИДН с которой предполагал льготную 5%-ную ставку налога).

После того, как сопротивление Кипра было сломлено, в том числе слухами о возможной денонсации, был согласован проект нового налогового соглашения, который направили другим странам из списка.

Люксембург и Мальта довольно быстро согласовали новый СИДН по кипрскому образцу, а Нидерланды отказались. Минфин этой страны настаивал на дополнительных льготах для голландских компаний, ведущих бизнес в РФ, то есть не для тех групп, которые потенциально используют Нидерланды как транзитную юрисдикцию. Однако российские коллеги были непреклонны. СИДН был денонсирован и прекратил применяться с 1 января 2022 г.

Переговоры со Швейцарией были свернуты на фоне ухудшения геополитической обстановки в прошлом году.

Было ли это необходимо?

Эффективность лобового повышения ставок, предусмотренных СИДН, для пополнения доходной части бюджета казалась сомнительной уже в 2020 году. Дело в том, что российские налоговые органы набили руку на оспаривании применения льгот по СИДН в рамках промежуточных структур на основании концепции лица, имеющего фактическое право на доход (ФПД).

Дополнительно затруднил использование промежуточных структур «тест основной цели», который был введен во многие СИДН Многосторонней конвенцией MLI. Если одной из основных целей транзакции или структуры является получение налогового преимущества, то льготы не предоставляются.

Поэтому бизнес к тому моменту и без корректировки ставок в СИДН уже рассматривал различные варианты реструктуризации холдинговых структур, в том числе применение «сквозного» подхода, когда в качестве ФПД дохода заявлялся налоговый резидент РФ, и смещение налогового резидентства иностранных компаний в Россию. Также на фоне пересмотра налоговых соглашений и оспаривания применения льгот росла популярность специальных административных районов (САР), тем более, что их налогово-правовой режим продолжал совершенствоваться.

Игра по новым правилам

Далее свои коррективы внесло уже время. Первые звоночки о том, что с налоговыми соглашениями с «недружественными странами» может произойти что-то нехорошее, стали поступать из Европы. Сначала в виде новостей о том, что та или иная западная страна перестанет применять льготы по СИДН. Затем Латвия и Дания денонсировали налоговые соглашения с Россией.

В феврале этого года Россия была включена в «черный список» ЕС, за что «недружественные страны» с 1 июля попали уже в «черный список» Минфина РФ. Фактическая заморозка налоговых соглашений стала логичным продолжением этих обменов любезностями.

Причем в изначальном варианте, который МИД и Минфин предложили президенту, речь шла о полном прекращении действия СИДН. Не было понятно, с какого момента изменения вступят в силу, бизнес просил Минфин предусмотреть отсрочку, чтобы подготовиться к столь радикальному шагу.

Указ № 585 дал ответы на многие вопросы. Налоговые соглашения сами по себе пока не теряют силу, но действие большинства статей, включая те, что предоставляют компаниям льготы по налогу на доходы у источника выплаты, поставлено на паузу с даты публикации указа.

Наиболее очевидным последствием этого решения является то, что иностранные компании из этих 38 стран не смогут воспользоваться пониженными ставками или освобождениями при получении пассивных доходов из РФ (дивиденды, проценты, роялти, доходы от воздушных перевозок, доходы от реализации акций/долей компаний с недвижимостью в РФ и др.).

С точки зрения российского бизнеса последствия будут зависеть от ответа зарубежных партнеров по СИДН — будет ли он симметричным или эти страны захотят воспользоваться процедурой денонсации, как предусмотрено соглашениями.

При приостановке положений СИДН российский бизнес не сможет воспользоваться льготами при получении доходов из этих зарубежных стран. Однако, вероятно, по-прежнему сможет претендовать на некоторые российские налоговые льготы (например, отдельные льготы по КИК). Если же СИДН будут денонсированы, то и наши локальные льготы применять будет нельзя.

Минфин планирует внести в налоговое законодательство компенсационные меры, чтобы сгладить последствия для российского бизнеса, особенно в части удорожания привлечения финансирования. Надеемся, что они позволят достичь этой цели. Однако практика показывает, что послабления, к сожалению, достанутся не всем. Надеемся, что Минфин прислушается к чаяниям бизнеса.

Стоит ожидать, что приостановка отдельных положений СИДН станет еще одним аргументом, который усилит тренд на отказ российского бизнеса от использования структур в «недружественных» странах. Это может быть переезд в САР или иную «дружественную страну», ликвидация иностранной компании или перевод активов непосредственно под российских налоговых резидентов на фоне возобновления безналоговой передачи активов от КИК в пользу физлиц — налоговых резидентов РФ.

При этом необходимо понимать, какую страну возможно использовать в качестве альтернативы «недружественным» с налоговой и неналоговых точек зрения, каким образом можно перевести активы, какие последствия и риски могут возникнуть в рамках перевода активов или в будущем, например, при последующей продаже активов. Взгляды российского бизнеса устремлены на восток — например, ОАЭ, Катар, Оман, Гонконг, или на юго-восток — в том числе на казавшийся ранее совершенно экзотическим Маврикий. Какая опция подойдет бизнесу, будет зависеть от конкретной корпоративной и операционной структуры, а также целей, которые перед ней стоят.

Статья изначально была написана для журнала Forbes и опубликована по ссылке.
Александр Токарев
Партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept
Александр обладает значительным опытом консультирования по вопросам налогообложения. В число клиентов, с которыми он работает, входят как российские, так и зарубежные компании, осуществляющие деятельность в различных отраслях экономики. Опыт работы Александра включает:
оценку налоговых рисков с учетом нового «деофшоризационного» законодательства в рамках налоговых проверок/аудитов российских и иностранных холдингов;
налоговое структурирование сделок и инвестиционных проектов, включая структурирование совместных предприятий;
консультации по различным вопросам российского и международного налогообложения.
Александр принимает активное участие в подготовке внутренних и внешних публикаций для клиентов, в частности, в отношении последних мер по «деофшоризации», глобальных инициатив Группы 20/ОЭСР в области BEPS и пр. Также Александр принимает участие во внутренних и внешних конференциях, освещая вопросы, связанные с международным налоговым планированием.
диагностику холдинговых, финансовых, лицензионных и прочих структур с точки зрения рисков в свете «деофшоризационного» законодательства, а также предложение рекомендаций по минимизации данных рисков; разработку холдинговых, финансовых, торговых и лицензионных структур с учетом последних тенденций российского и международного законодательства;

Вам может быть интересно

string(61) "/upload/iblock/be8/zg0pht1it69r3bn80eokyi91p6r9600v/share.jpg"
Мы используем файлы cookie, необходимые для работы сайта, а также аналитические cookies. Вы можете ознакомиться с Политикой использования файлов-cookies.