«Пояснения к налогу в ОАЭ могут быть в два раза длиннее текста закона»

Ольга Плетнева
Ольга Плетнева
Партнер департамента налогового и юридического консультирования
За последние полтора года Объединенные Арабские Эмираты превратились в одну из ключевых иностранных юрисдикций, интересующих бизнес, рассматривающий зарубежную деятельность и инвестиции. Здесь открываются холдинговые, торговые, закупочные, сервисные и ИT-компании, регистрируются нематериальные активы. Ольга Плетнева партнер Kept, рассказала Mustread о том, как устроена налоговая система ОАЭ, к каким изменениям привело принятие налога на прибыль, а также о перспективах корректировки налогового соглашения между Россией и ОАЭ.
ОАЭ, как и остальные страны Персидского залива, долгое время воспринимались как безналоговая юрисдикция. Но несколько лет назад был введен НДС, а теперь и налог на прибыль. Можно ли говорить, что в ОАЭ сформировалась налоговая система в том виде, в котором она существует в России?
С появлением налога на прибыль налоговое законодательство ОАЭ постепенно приближается к общепринятому формату. Появляется общий каркас системы в виде ключевых налогов для бизнеса, которые взимаются в других странах. В этом смысле ОАЭ активно перенимают лучшие мировые практики. При разработке налога на прибыль учитывались рекомендации ОЭСР, анализировался иностранный опыт.
ОАЭ считались безналоговой юрисдикцией, поскольку долгое время там не было привычных нам налогов, например НДС и налога на прибыль.
Но при этом в ОАЭ всегда была развита система неналоговых сборов, которая фактически представляет собой скрытый налог (например, ежегодный платеж за продление лицензии на ведение бизнеса в ОАЭ, пошлина за регистрацию сделок с недвижимостью, муниципальные сборы с арендаторов и собственников жилья и проч.).
В 2018 году в ОАЭ появился НДС. Существует заблуждение, что он действует только для компаний, зарегистрированных на основной территории Эмиратов (например, Mainland Dubai). На самом деле НДС также применим для резидентов зон свободной торговли (Freezone, ЗСТ) за некоторыми исключениями.
Для налоговых периодов, начинающихся с или после 1 июня 2023 года, теперь будет применяться налог на прибыль. Расчет налогооблагаемой прибыли будет основываться на правилах МСФО с учетом ограничений и особенностей, связанных с учетом расходов. Период уплаты налога и подачи декларации — 9 месяцев после окончания налогового периода. Налог распространяется как на компании, так и на физических лиц, но только если они ведут предпринимательскую деятельность.

При этом налог на прибыль действует как на Mainland, так и на Freezone. Однако для резидентов ЗСТ, выполняющих определенные требования по некоторым видам доходов, предусмотрена льготная ставка по налогу на прибыль — 0%.
Существует ли в ОАЭ Налоговый кодекс? Или мы говорим о двух налогах и нет необходимости кодифицировать фискальное законодательство?
Налогового кодекса как такового в ОАЭ нет, каждый налог и сбор регулируется отдельным законодательным актом. Отчасти это напоминает ситуацию в России в первой половине девяностых, когда не существовало НК РФ, и различные налоги устанавливались отдельными законами.

Затем выпускается большое количество разъяснений в целом и по конкретным аспектам и ситуациям в частности. Иногда доходит до смешного — недавно опубликовали закон о налоге на прибыль, в общей сложности страниц на 70. И буквально через месяц выпустили разъяснения к нему на 140 страниц.
Можно ли предположить, что в ОАЭ вскоре могут появиться налог на имущество или налог на доходы физических лиц, к чему привыкли в России и Европе? Особенно если учесть, что страна активно перенимает лучшие мировые налоговые практики.
Отсутствие НДФЛ считается одним из стратегических преимуществ ОАЭ. Именно поэтому эту страну выбирают для проживания многие HNWI, владельцы среднего бизнеса и высокооплачиваемые сотрудники. Они отслеживают сроки своего нахождения в ОАЭ для получения сертификата налогового резидентства, предпочитая проводить в ОАЭ период с середины осени по середину весны и распределять иное время года между несколькими другими юрисдикциями.

Интересно, что для получения сертификата налогового резидентства физическому лицу по местным правилам достаточно находиться на территории ОАЭ всего 90 дней в 12-месячном периоде, обладать Emirates ID (аналог временного вида на жительство) и иметь работу, бизнес-деятельность и/или резидентное жилье в ОАЭ.
Налогообложение заработной платы, дивидендов, пассивных доходов физических лиц в ОАЭ не планируется, и это еще раз подтвердил Кабинет ОАЭ в своей резолюции, выпущенной в мае 2023 года.
Налог на имущество как таковой отсутствует. Но при планировании покупок недвижимого имущества важно учитывать муниципальные сборы, которые уплачивают и физические, и юридические лица, владеющие объектами недвижимости на праве собственности или аренды.
В ОАЭ налог на имущество как таковой отсутствует. Но каждая новая регистрация права собственности на недвижимое имущество сопряжена с уплатой регистрационного сбора.
Кроме того, каждая новая регистрация права собственности на недвижимое имущество сопряжена с уплатой регистрационного сбора. Ставка варьируется от эмирата к эмирату. В Дубае она составляет 4%, в Абу-Даби — 2%. Соответственно, сколько раз меняется собственник у того или иного объекта недвижимости, столько раз уплачивается регистрационный сбор.
А кто осуществляет налоговый контроль в ОАЭ? Бизнес здесь с такой же опаской относится к налоговым органам, как в России?
Федеральное налоговое управление ОАЭ отслеживает правильность уплаты налогов на территории ОАЭ и может проводить налоговые проверки. По общему правилу, глубина такой проверки может достигать 5 лет, а по закону о налоге на прибыль компании обязаны хранить данные бухучета 7 лет.

Компании в ОАЭ должны вставать на налоговый учет по НДС при достижении определенного порога по выручке (около $ 100 тыс.). Также возможна добровольная постановка на учет при достижении половины этого порога. При его расчете для добровольной постановки также учитываются расходы.

На налоговый учет по налогу на прибыль должны вставать компании в ОАЭ вне зависимости от оборота.
После введения налога на прибыль существенно возрастает роль аудиторских компаний. Аудиторское заключение необходимо для продления лицензии на деятельность в ОАЭ и по сути становится обязательным в связи с введением налога на прибыль.
По сути, налоговый контроль переложили на аудиторов?
Отчасти это так. Решением Кабинета министров ОАЭ обязательный аудит предусмотрен только для налогоплательщиков, чей доход превышает 50 млн AED, есть требования для компаний в Mainland, а также для лиц, претендующих на статус квалифицированного резидента Freezone, имеющего право на ставку 0% по налогу на прибыль. Однако на практике большинство Freezone уже уведомили своих резидентов, что аудиторское заключение будет необходимо для всех компаний для продления лицензии.

Налоговые органы также могут провести проверку, запросить документы, задать уточняющие вопросы, но требование по получению аудиторского заключения по своей сути является изящным решением, позволяющим не увеличивать значительно штат налоговых органов.
Аудиторские компании в ОАЭ готовятся к существенному росту спроса на свои услуги.
Еще одним контролирующим элементом выступают банки: они не только применяют процедуры, направленные на anti-money laundering, но и проверяют платежи и поступления на предмет соответствия деятельности той лицензии, которая была получена компанией.
В ОАЭ существует такое понятие, как выездная проверка? Какая предусмотрена юридическая ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение налогового законодательства?
Да, выездные проверки возможны по налогу на прибыль и НДС. Что касается ответственности, то в основном это штрафы. Причем довольно крупные — могут достигать 300% от суммы недоимки, но это в исключительных случаях, например, если налогоплательщик допустил умышленную неуплату/неполную уплату налога и добровольно не представил раскрытие информации.

В целом можно сказать, что в ОАЭ постепенно формируется налоговая система. Пока она не настолько проработана и детализирована, как в России. Нет единого кодекса, но есть отдельные законы, которые действуют на территории всех эмиратов. Существует налоговый контроль, установлена налоговая ответственность. В настоящий момент уже заложены основные элементы для выстраивания полноценной налоговой системы, к которой мы привыкли.
Как в ОАЭ реализуются ключевые инициативы плана BEPS? Я имею в виду определение бенефициарного собственника, налогообложение контролируемых иностранных компаний, контроль цен, введение Pillar 1, Pillar 2. Применяются ли правила ТЦО?
Инициативы BEPS в Арабских Эмиратах начали реализовываться еще до появления налога на прибыль. Например, крупные международные компании с материнской компанией в ОАЭ обязаны подавать страновой отчет.

К Pillar 2 плана BEPS страна также присоединилась. Это международный инструмент, который направлен на противодействие ситуациям, в которых доход глобальных компаний не облагается налогом ни в одной стране. Если какая-то из компаний группы платит налог меньше 15% в какой-либо юрисдикции, этот доход должен быть дополнительно обложен на уровне материнской компании. И, понимая это, ОАЭ планируют в будущем для крупного международного бизнеса, который будет оперировать в стране и подпадать под правила Pillar 2, использовать более высокую ставку.

Так проявляется конкуренция юрисдикций за налоговую базу.
Что касается ТЦО, то местное законодательство требует, чтобы сделки между взаимозависимыми лицами осуществлялись по рыночным ценам. Недавно появилось дополнительное определение связанных сторон, к которым относятся и сотрудники компаний, если они занимают определенные руководящие позиции. Поэтому, например, зарплата таких сотрудников тоже должна быть на рыночном уровне.
Это очень интересная история, потому что многие акционеры и владельцы долей в компаниях получали доходы также в виде зарплаты, и она может составлять, например, $ 1 млн. Сумма превышения над рыночным уровнем не должна будет учитываться в качестве расходов при расчете налога на прибыль, в противном случае существует риск недоплаты этого налога и возникновения штрафных санкций.

Поэтому сейчас имеет смысл оценить, соответствуют ли такие выплаты рыночному уровню. Возможно, часть доходов собственников бизнеса необходимо будет распределять как дивиденды, которые, к счастью для физических лиц, освобождены от налогов в ОАЭ.
Многие решения в законе о прибыли отнесены к компетенции Кабинета и Министерства финансов ОАЭ.
Также нужно будет обосновывать цены в сделках между взаимозависимыми компаниями, причем не только с компаниями за пределами ОАЭ, но и с компаниями — резидентами ЗСТ и в Mainland. Кроме того, теперь бизнес должен готовить документацию, подтверждающую уровень цен по любым сделкам с взаимозависимыми сторонами, а также локал- и мастер-файлы, если он является материнской компанией международной группы компаний, консолидированный доход которой превышает 3,15 млрд AED, или если доход налогоплательщика превышает 200 млн AED.
Если затронуть более подробно налог на прибыль, как бы вы могли его охарактеризовать? Это полноценный налог, каким его знают в России, или это версия «лайт», которую ввели не столько для решения фискальных задач, сколько в имиджевых целях, связанных с восприятием ОАЭ как офшорной страны?
Налог на прибыль разрабатывали больше года, обсуждали с бизнесом и консультантами. Закон о налоге на прибыль использует стандартные для сложившейся мировой практики подходы и формулировки, но существуют отдельные нюансы. Например, многие решения прямо в законе отнесены к компетенции Кабинета ОАЭ и Министерства финансов ОАЭ, которые дополняют закон своими решениями.

И тут не всегда очевидно, что влияет на принятие тех или иных решений, принималось ли во внимание мнение бизнеса, а также то, насколько скоординированно действуют два этих органа.

Например, требования к компаниям, которые потенциально могут претендовать на ставку 0%, были сформулированы в Решении Кабинета № 55 от 30 мая 2023 года. А конкретный перечень доходов, которые могут облагаться по ставке 0%, был установлен решением Министерства финансов № 139 от 1 июня 2023 года.
В результате доходы от осуществления резидентами большинства Freezone торговой деятельности за пределами ОАЭ, а также различных видов ИТ- и других услуг в текущих формулировках не подпадают под ставку 0%. Это стало неожиданностью для бизнеса, который открыл компании с такими видами деятельности в специальных Freezones, обещавших 0% по налогу на прибыль.
Но в июле 2023 года Министерство финансов ОАЭ организовало общественные обсуждения применения ставки 0% к резидентам Freezones. В рамках указанных обсуждений со стороны Министерства был представлен ряд важных комментариев касательно состава квалифицированных доходов для целей применения ставки 0%, в том числе относительно возможности ее применения для трейдеров. В частности, в данных комментариях предполагается, что резиденты некоторых Freezones будут иметь право на применение ставки 0% для торговых операций за пределами ОАЭ.

Кроме того, теперь появилась возможность заполнить специальную форму и оставить свои комментарии по поводу применения правил о квалифицированных доходах. Таким образом, нельзя исключать, что перечень льготируемой деятельности еще будет меняться.
Некоторые представители российских финансовых органов после принятия закона о налоге на прибыль в ОАЭ комментировали, что нет ощущения, что этот налог действительно будет применяться на практике в отношении всей бизнес-деятельности.
Дело в том, что ожидалось, что деятельность резидентов Freezone будет от освобождена от налога на прибыль. Поэтому могли возникать такие мысли и обсуждалось, например, что компании во Freezone могут не получить права использовать соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и ОАЭ, когда оно будет пересмотрено и распространено на частные компании.

Но реальность оказалось иной — это полноценный, отнюдь не декоративный налог со ставкой 9%. При этом на текущий момент, хотя для некоторых резидентов ЗСТ предусмотрены налоговые льготы, достаточно большое количество видов деятельности резидентов ЗСТ попадает под налогообложение по ставке 9%.

Я даже слышала от некоторых компаний комментарий, что им, возможно, с учетом этого имеет смысл изменить юрисдикцию присутствия. Но, с другой стороны, ставка по налогу на прибыль достаточно приемлемая, она ниже, чем на Кипре, использование которого было очень распространено для международной деятельности и где налог на прибыль составляет 12,5%.
Как рассчитывается налог на прибыль? Какие виды расходов учитываются, а какие нет при его уплате?
В принципе это очень похоже на российскую и международную системы: облагаются компании, зарегистрированные в ОАЭ, а также иностранные компании, которые имеют присутствие на территории страны (филиалы/представительство/место управления) или получают доход от источника в ОАЭ. Сейчас ставка налога у источника, применяемого к доходам от источников в ОАЭ, нулевая.

Налоговая база по налогу на прибыль определяется как доход минус расход. Интересно отсутствие отдельного налогового учета по налогу на прибыль. База формируется как прибыль по МСФО, учет ведется по соответствующим стандартам, однако есть определенные корректировки — например, ограничения по учету отдельных видов расходов и специфические освобождения от налогообложения некоторых доходов, которые необходимо принимать во внимание.

Например, ограничения распространяются на представительские, процентные расходы, а также расходы, которые непосредственно не связаны с ведением бизнеса. По общему правилу, если расходы не являются экономически обоснованными, учесть их для уменьшения налоговой базы нельзя.
Способен ли налог на прибыль в его сегодняшнем виде серьезно повлиять на позиции ОАЭ как юрисдикции для создания зарубежных структур?
Я так не думаю, поскольку идеальных условий не бывает нигде, ни в одной стране. Каждая юрисдикция имеет как преимущества, так и недостатки. Наличие налога на прибыль драматически не скажется на бизнес-климате в этой стране и переезжающем в ОАЭ из различных стран бизнесе. Об этом, в частности, свидетельствует поток компаний, который релоцируется из Нидерландов, Гернси, БВО, Кипра, а также Сингапура и других стран.

Кроме того, ОАЭ — «дружественная» юрисдикция, поэтому, даже несмотря на изменение условий в части налога на прибыль, такой переезд может иметь смысл. И не стоит забывать, что власти ОАЭ традиционно уважительно относятся к иностранному капиталу вне зависимости от страны его происхождения.
Любопытно, что даже иранские банки могут работать в ОАЭ. В текущих условиях это очень важный критерий при выборе страны для формирования операционной или холдинговой структуры, даже если формально она никак не связана с российскими активами. Поэтому, на мой взгляд, миграция зарубежных операционных и холдинговых структур в ОАЭ продолжится.
Что касается холдинговых структур, то, например, доходы от участия в дочерних компаниях освобождаются от налогообложения в ОАЭ при выполнении условий «достаточного участия» либо как квалифицированная деятельность резидента Freezone.

Но в случае с Россией такая структура не совсем эффективна, так как налог у источника из РФ не может быть снижен путем применения соглашения об избежании двойного налогообложения.
В ОАЭ сейчас много представителей российского бизнеса. Кто-то работал там исторически, кто-то переместился за последние пару лет, а кто-то принял решение об открытии там компании на фоне общих геополитических изменений. Введение налога на прибыль, применение уже в течение этого количества лет налога на добавленную стоимость, а также внедрение плана BEPS, сохранение статуса ОАЭ как офшорной юрисдикции с точки зрения РФ — что это означает для российского бизнеса?
Несмотря на то, что налог на прибыль только вводится и первая отчетность будет еще нескоро, к нему уже надо готовиться. На практике я слышу: «Мы еще год будем работать, как раньше, а потом еще девять месяцев будет, чтобы во всем разобраться». Такой подход не совсем дальновиден, потому что нужно уже сейчас подумать над тем, как бизнес работает, какая есть отраслевая специфика. Необходимо законодательство наложить на существующую в ОАЭ бизнес-модель, оценить возможные налоговые последствия, подготовиться к применению правил ТЦО.

Это краеугольные вопросы, от которых зависят перспективы ведения бизнеса в ОАЭ и его финансовое благополучие. Их нельзя откладывать на завтра и тем более — на послезавтра.
То есть если раньше не планировалось, что прибыль будет облагаться налогом, то к этому нужно подготовиться, тем более когда речь идет буквально о первом применении этого закона на практике?
Конечно. Необходимо провести определенное налоговое моделирование, потому что оно поможет понять, какая часть процессов нуждается в корректировке или оптимизации. Плюс нужно внедрить систему учета, потому что многие компании не очень качественно готовили бухгалтерскую отчетность, понимая, что не требуется аудиторское заключение.

Теперь же нужно не только бухгалтерскую отчетность готовить аккуратно, но и критически смотреть на осуществляемые расходы с точки зрения их учета для целей налога на прибыль.
Нужно учитывать все, что касается трансфертных цен не только в ОАЭ, но и в России, поскольку ОАЭ находятся в списке офшорных юрисдикций Минфина РФ.
Никто не отменял ранее действующие правила в отношении этой страны, при которых в случае превышения оборота с контрагентов 120 млн рублей нужно готовить уведомление и документацию о трансфертном ценообразовании, даже если речь идет о независимых компаниях.
Появление налогов в Арабских Эмиратах вызывает вопрос о том, можем ли мы избежать двойного налогообложения с помощью СИДН, поскольку соглашение с ОАЭ не самое удачное?
Действительно, оно не распространяется на частный бизнес. Нахождение ОАЭ в «черном списке» Минфина РФ, конечно же, влияет негативно на ставку по дивидендам, освобождение по КИК, осложняет реструктуризации. Поэтому бизнес с нетерпением ожидает изменения СИДН, и к текущему моменту уже прошло несколько раундов переговоров между странами.
Кто помогает вам при работе по ОАЭ с локальными вопросами, регистрацией компаний, контактами с местными налоговыми и другими государственными органами, вопросами ведения бухгалтерского учета и подготовки налоговой отчетности?
По вопросам ОАЭ мы работаем в кооперации с компанией Tenet Middle East Tax Consultants, работающей непосредственно на территории ОАЭ, сотрудники которой имеют многолетний опыт работы в компаниях «Большой четверки». Именно поэтому услуги этой компании отвечают тем высоким требованиям к качеству работы, к которому привыкли наши клиенты и которому доверяем мы.

ОАЭ — страна особенная, и многие нюансы бизнес-регулирования видны только после того, как получишь собственный практический опыт взаимодействия с государственными органами Эмиратов. В этой связи мы очень ценим тот опыт, которым обладают наши бизнес-партнеры в ОАЭ, и полностью доверяем их глубокой экспертизе.
Изменились ли Арабские Эмираты с учетом большого притока компаний и их сотрудников из России и стран СНГ?
Мы наблюдаем интересные изменения. Нужно понимать, что ОАЭ — это страна, где больше 80% населения — это приехавшие жить или работать иностранные граждане.

Поэтому страна развивается под воздействием различных культур и национальных особенностей. Особенно приятно отметить, что теперь в этом мультинациональном обществе отчетливо заметно присутствие российских граждан и компаний. Российский бизнес уверенно заходит на рынок ОАЭ, русская речь слышна повсюду. В стране складывается достаточно представительное русское комьюнити. И мы с уверенностью можем заявить, что готовы помочь нашим соотечественникам, быстрее адаптироваться к текущим условиям ведения бизнеса в этой замечательной стране.
Ольга Плетнева
Партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept
Ольга с 2002 года занимается оказанием услуг по управлению налогообложением и трансфертному ценообразованию для российских и международных компаний. Ольга специализируется на реализации проектов в области ТЦО и международного налогообложения, в частности, принимала участие и руководила проектами по следующим направлениям:
анализ вопросов трансфертного ценообразования и международных налоговых вопросов в проектах, связанных с реструктуризацией активов, разработкой экспортных, финансовых, управленческих и операционных структур;
оценка рисков в области трансфертного ценообразования, разработка методологии и подготовка российской и международной документации по трансфертному ценообразованию для ряда крупных российских и международных групп (в т.ч. для групп предприятий цветной и черной металлургии), централизация функции по управлению рисками трансфертного ценообразования, разработка соответствующих бизнес-процессов, методик и положений;
разработка эффективных с налоговой точки зрения экспортных торговых структур, структур управления, а также структур приобретения зарубежных активов крупными российскими компаниями;
разработка механизмов распределения расходов компаний группы в целях расчета фактической рентабельности/цен по контролируемым сделкам, разработке защитной позиции по трансфертному ценообразованию при спорах налогоплательщика с налоговыми органами в различных юрисдикциях и разработке методологии заполнения уведомлений по контролируемым сделкам;
разработка и автоматизация бизнес-процессов трансфертного ценообразования, включая сверку внутригрупповых оборотов, проведение сравнительных исследований (бенчмаркингов) и расчет рентабельности;
проекты BEPS для крупных российских групп, в том числе подготовка Странового отчета (CbCR), глобальной документации (Master file) и локального файла (Local file), анализ индикаторов риска;
автоматизация процесса подготовки уведомлений о контролируемых сделках и страновой отчетности (CbCR) на базе разработанных ИT-решений.

Вам может быть интересно

string(64) "/upload/iblock/6f4/tgoc6it59fpswbssmsctdjz0utdgopv3/share_1_.jpg"
Мы используем файлы cookie, необходимые для работы сайта, а также аналитические cookies. Вы можете ознакомиться с Политикой использования файлов-cookies.