Кадастровая ошибка: как правильно реформировать налог на имущество - изображение
Array Налоги и право | Статьи
5 мин.

Кадастровая ошибка: как правильно реформировать налог на имущество

31.10.2019 Корпоративные налоги

Дефицит времени при рассмотрении Госдумой поправок к Налоговому кодексу РФ может привести к многомиллиардному росту налоговой нагрузки на бизнес.

Налогообложения имущества организаций в его нынешнем виде появилось в 90-е годы и с тех пор почти не менялось. Налоговая база рассчитывается исходя из балансовой стоимости имущества, которая определяется по данным бухгалтерского учета. Эта методика не является совершенной: она не позволяет обложить налогом более «справедливую» рыночную стоимость недвижимости. И шаги в этом направлении есть - с 2014 года торговая и офисная недвижимость облагаются налогом по кадастровой стоимости, обычно приближенной к рыночной.

Новое правило не охватывало промышленные объекты, поэтому принятые в сентябре поправки к Налоговому кодексу, которые позволяют расширительно трактовать перечень имущества компаний, попадающего под налогообложение по кадастру, оказались неожиданными для бизнеса. Для компаний это чревато многократным ростом налоговой нагрузки – счет идет на сотни миллиардов рублей.

При этом ни кабмин, ни Госдума не стремились переводить все имущество организаций на кадастровое налогообложение. Правительство планировало аккуратно расширить список объектов, попадающих под кадастр, за счет недвижимости, которую организации получают от физлиц. Она облагается налогом по балансовой стоимости, а государство теряет значительный объем отчислений, источником которых были владельцы недвижимости, платившие налог по кадастровой стоимости она выше балансовой. Но аккуратно не получилось.

Статья 378.2 отнесла к имуществу, облагаемому налогом исходя из кадастровой стоимости, любые объекты недвижимости. Всему виной банальный цейтнот – из-за позднего внесения поправки в профильный думский комитет на обсуждение был отведен один день, и на всесторонний анализ текста просто не хватило времени.

Плавный переход

Первым обратил внимание на поправку ее конечный «бенефициар», т.е. бизнес, который начал бить тревогу. Вскоре Минфин пояснил, что в этой статье речь идет только о тех объектах, которые могут находиться в собственности физлиц. Доработками закона теперь совместно займутся представители Минфина и парламентарии.

Полагаю, что статья 378.2 должна быть сформулирована так, чтобы под налогообложение по кадастровой стоимости попала только та недвижимость, которая расположена на земельных участках, предназначенных для личного хозяйства, садоводства или индивидуального жилищного строительства. В таком виде норма затронет небольшой круг налогоплательщиков, преимущественно банки, на баланс которых такие объекты поступают в качестве предметов залога, а также успокоит бизнес, испугавшийся кратного роста налоговой нагрузки.

Предложенные Минфином корректировки содержат уточнения, которых не хватило первоначальному тексту закона. Из него исключены объекты промышленной инфраструктуры, по кадастровой стоимости облагаются налогом жилые помещения, гаражи, объекты незавершенного строительства, дачные дома и другие постройки, находящиеся участках, предназначенных для ведения подсобного хозяйства, огородничества и индивидуального жилищного строительства.

Однако уже на следующий день скромную радость бизнеса остудил глава ФНС Михаил Мишустин, заявивший, что бизнесу придется платить налог на недвижимость по кадастровой стоимости, но для этого одновременно должны выполняться несколько условий: регион (налог является региональным) законодательно подтвердил возможность начисления налога, недвижимость зарегистрирована в ЕГРН, а ее кадастровая стоимость определена и внесена в ЕГРН.

Безусловно, переход на налогообложение кадастровой стоимости недвижимости – это необходимый шаг, однако он должен осуществляться системно, а не в результате скоропалительно возникающих законодательных инициатив. Чтобы избежать ошибок, правительство должно разработать план поэтапного перехода на налогообложение имущества по кадастровой стоимости. И главное: необходимо опубликовать этот план, чтобы и регионы, и налогоплательщики были готовы к такому изменению. Кроме того, необходимо принимать соответствующие законы о переходе на кадастровую стоимость не менее чем за полтора года до их вступления в силу.

Диаметральные расхождения в позиции двух ведомств – инициирующего налоговую политику и занимающегося налоговым администрированием – отлично иллюстрируют ситуацию.

Очевидно, что государству нужен большой запас политической воли, которая позволит выработать единую позицию относительно перехода на налогообложение недвижимости по кадастровой стоимости и сделает его безболезненным для налогоплательщиков. Разночтения могут стоить бизнесу миллиарды и миллиарды рублей, которые могут быть направлены в создание новых мощностей и рабочих мест, модернизацию оборудования и т.д.

Важно учитывать и от факт, что переходу должен предшествовать ряд реформ. Это касается однозначного разграничения движимого и недвижимого имущества, четкого определения перечня объектов недвижимости, попадающих под действие нового налогообложения. Кроме того, важно сформировать кадастр с корректной оценкой стоимости недвижимости, т.к. главная проблема перехода к налогообложению широкого круга объектов по кадастровой стоимости заключается в не самой совершенной методике массовой оценки недвижимости.

Опубликовано в газете РБК "Daily" от 31.10.2019 года

Михаил Орлов

Руководитель Департамента налогового и юридического консультирования

Михаил является Председателем экспертного совета комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и Общественным омбудсменом по налогам при Уполномоченном по защите прав предпринимателей при Президенте РФ, занимается законопроектной деятельностью. Михаил участвовал в проектах по реформированию системы российского экономического законодательства, занимал должность руководителя Департамента налоговой политики Министерства экономического развития и торговли РФ, был партнером в известном Адвокатском бюро по вопросам разрешения налоговых споров и консультирования по вопросам налогообложения. В 2015 году получил благодарственную грамоту от президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина за заслуги в государственном строительстве, развитии бюджетного и налогового законодательства, а также его активную общественно-политическую деятельность. В 2018 году получил благодарственное письмо от президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина за активное участие в работе по обеспечению защиты прав и законных интересов предпринимателей. Юридический опыт работы Михаила составляет 23 года и включает в себя, среди прочего: оказание услуг по досудебному урегулированию споров с налоговыми органами, представление интересов клиентов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, а также консультирование по различным вопросам налогообложения.






Вам может быть интересно

string(45) "/upload/iblock/692/GettyImages_1010836150.jpg"
Это архив материалов, которые были опубликованы до ребрендинга портала с 2019 г. по июль 2023 г.
Мы используем файлы cookie, необходимые для работы сайта, а также аналитические cookies. Вы можете ознакомиться с Политикой использования файлов-cookies.