Похоже, что Россия все-таки разорвет налоговое соглашение (СИДН) с Нидерландами*. 19 мая Совет Федерации одобрил закон о денонсации, 26 мая его подписал президент. Голландия не смогла убедить Минфин в предоставлении налоговых льгот реальному бизнесу в Нидерландах — министерство увидело в них лазейки для вывода денег из страны. Если Москва уведомит Амстердам о разрыве соглашения до 30 июня, то с 1 января 2022 года после 23-х лет применения оно перестанет действовать.
Отсутствие СИДН для российских компаний — куда более болезненная ситуация, чем соглашение, пересмотренное по кипрскому образцу. Разрыв приведет к тому, что дивиденды будут облагаться по ставке 15%, а остальные доходы (за редким исключением), включая проценты, роялти, доходы от реализации акций фирм (активы которых в основном представлены недвижимостью в России), — по ставке 20%. Причем льгот лишатся как публичные компании, так и банки.
Александр Токарев
Партнер департамента налогового и юридического консультирования
С негативными последствиями разрыва СИДН могут столкнутся не только компании, совершающие платежи в пользу Нидерландов, но и бизнес, получающий дивиденды от голландских дочек. Сегодня они не облагаются налогами в Голландии на основании локального освобождения, ключевым условием для применения которого является наличие СИДН. Без налогового соглашения дивиденды будут облагаться в Нидерландах 15% налогом у источника выплаты.
Бизнес надеется, что Минфин подготовит поправки в Налоговый кодекс, которые смогут смягчить удар от разрыва СИДН, однако сегодня нет даже проекта такого закона (прим. ред. — подробнее о позиции Минфина читайте в интервью А. Сазанова, замминистра финансов РФ). Непонятно, будут ли в итоге такие льготы предусмотрены и, если да, на кого они будут распространяться. Вряд ли стоит ожидать, что ими сможет воспользоваться большое число компаний. Хотелось бы ошибиться, но, скорее всего, они будут нацелены на узкий круг налогоплательщиков.
Поэтому стоит не рассчитывать на щедрость Минфина, а иметь в рукаве план отхода (из Нидерландов).
Можно рассмотреть несколько стратегий. Например, ликвидацию голландской холдинговой компании. Если в структуре бизнеса она находится под российским холдингом, то такой маневр надо успеть совершить до конца 2021 года, пока СИДН все еще действует. Это позволит сэкономить на 15% налоге на доходы у источника выплаты в Нидерландах. Времени мало, но шансы успеть велики, если начать уже сейчас.
Другая альтернатива — редомициляция голландской компании в Специальный административный район (САР). Это возможно в два этапа: сначала нужно перевезти организацию в одну из стран ЕС (например, Люксембург или Кипр), а уже потом в РФ. Но и здесь отсутствие СИДН может привести к негативным налоговым последствиям. Голландские налоговые органы могут по-прежнему считать компанию своим налоговым резидентом и облагать налогами ее доходы. А отсутствие СИДН грозит двойным налогообложением.
Тем не менее САР продолжают набирать популярность. Этому способствуют процесс пересмотра СИДН и законодательные инициативы Минфина. Например, предоставление значительных льгот участникам САР: 10% налог на доходы у источника выплаты в РФ в отношении дивидендов, процентов и роялти (вне зависимости от наличия СИДН) или 5% налог на прибыль в отношении данных доходов. Впрочем, для получения этих льгот надо будет удовлетворить целому ряду условий — в частности, раскошелиться на 300 млн рублей и создать в САР реальное присутствие в виде офиса и сотрудников.
Можно также сместить резидентство или редомицилировать в другую страну, СИДН с которой продолжает действовать. Но в любом случае при выборе опции необходимо учитывать наличие налога на выход (exit tax) в Нидерландах и быть готовым доказать, что реструктуризация не преследовала основной целью получение льготы по СИДН. Иначе существует риск оспаривания применения льготы в рамках новой структуры на основании Многосторонней конвенции MLI, которая для РФ начала применяться с 1 января этого года.
Если сейчас у российских или голландских компаний накопилась нераспределенная прибыль, ее можно распределить до конца этого года, чтобы иметь возможность воспользоваться действующими льготами. Однако нужно быть уверенным, что получатель дохода будет признаваться его фактическим получателем, а также в соблюдении теста основной цели в рамках MLI. Скорее всего, выплаты доходов в Нидерланды в ближайшее время будет под тщательным контролем со стороны российских налоговых органов.
Подводя итог — стратегия выхода из королевства в каждом отдельном случае будет зависеть от конкретных целей и структуры группы. Однако уже очевидно, что голландские структуры бизнеса потеряют свою налоговую эффективность и в будущем должны претерпеть изменения.
Надеюсь, что в обозримом будущем наши страны заключат новый СИДН, который будет удовлетворять интересам налогоплательщиков обоих государств.
У нас еще много интересных материалов...
«Экономические проблемы России лежат во внеэкономической плоскости»
Интервью с Андреем Макаровым, председателем Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы РФ
Интервью с Евгенией Тюриковой, руководителем Sber Private Banking
«Мы исходим из того, что налогообложение должно быть справедливым»
Интервью с Алексеем Сазановым, заместителем министра финансов Российской Федерации
*Статья написана для газеты «Известия» и опубликована по ссылке. Материал был написан до того, как Россия уведомила Нидерланды о расторжении СИДН.
Александр обладает значительным опытом консультирования по вопросам налогообложения. В число клиентов, с которыми он работает, входят как российские, так и зарубежные компании, осуществляющие деятельность в различных отраслях экономики. Опыт работы Александра включает:
- оценку налоговых рисков с учетом нового «деофшоризационного» законодательства в рамках налоговых проверок/аудитов российских и иностранных холдингов;
- диагностику холдинговых, финансовых, лицензионных и прочих структур с точки зрения рисков в свете «деофшоризационного» законодательства, а также предложение рекомендаций по минимизации данных рисков;
- разработку холдинговых, финансовых, торговых и лицензионных структур с учетом последних тенденций российского и международного законодательства;
- налоговое структурирование сделок и инвестиционных проектов, включая структурирование совместных предприятий;
- консультации по различным вопросам российского и международного налогообложения.
Александр принимает активное участие в подготовке внутренних и внешних публикаций для клиентов, в частности, в отношении последних мер по «деофшоризации», глобальных инициатив Группы 20/ОЭСР в области BEPS и пр. Также Александр принимает участие во внутренних и внешних конференциях, освещая вопросы, связанные с международным налоговым планированием.