В прошлом году российская налоговая система вступила в фазу интенсивных изменений. Или, как это модно говорить, донастройки. Однако государство по прошествии более чем года не дало однозначного объяснения, чем именно были вызваны столь масштабные корректировки налогового законодательства и какую цель они преследовали. Были ли они обусловлены краткосрочной реакцией на связанные с пандемией вызовы или это новая философия формирования налоговой системы, которая станет долгосрочным трендом?
Прошедший в начале месяца Петербургский международный экономический форум стал первой за два года площадкой для прямого диалога для бизнеса и власти — без видеосвязи или закрытых совещаний в министерствах и деловых ассоциациях, очевидно не способных вместить всех желающих. Конечно же, форум не мог пройти мимо налоговых вопросов, которые очень сильно беспокоят бизнес.
По итогам обсуждений и общения с представителями государства и бизнеса в кулуарах ПМЭФ у меня сложилось впечатление, что комплексной программы реформирования налоговой системы России у правительства нет. Изменения носят фрагментарный характер, они направлены в первую очередь на решение бюджетных задач и слабо увязываются с социально-экономическим развитием страны. При этом можно отметить несколько характерных особенностей налоговой системы России.
Михаил Орлов
Руководитель департамента налогового и юридического консультирования
Ключевые налоговые изменения в 2020-2021 гг.
Пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН)
Корректировка налоговых соглашений с так называемыми транзитными юрисдикциями была инициирована президентом в 2020 году. За прошедший год обновленные протоколы к СИДН были подписаны с Кипром, Мальтой и Люксембургом. Нидерланды отказались корректировать соглашение по кипрскому образцу, и с 1 января 2022 года оно будет денонсировано. В планах Минфина РФ также пересмотреть СИДН с Гонконгом, Сингапуром и Швейцарией.
Основная часть изменений затрагивает налогообложение выплачиваемых за рубеж процентов и дивидендов. Теперь такой доход должен облагаться по ставке 15%. При этом предусмотрены льготы для определенных категорий лиц. 5%-ная ставка налога по дивидендам сохранится для страховых компаний, пенсионных фондов, публичных компаний, правительств и местных органов власти. В отношении публичных компаний льготная ставка будет применяться, если в свободном обращении находится не менее 15% акций компании, а также доля участия такой организации в компании, выплачивающей дивиденды, составляет не менее 15%, а срок владения — не менее года.
Применительно к налогообложению процентного дохода для банков, а также указанных лиц, при соблюдении описанных выше условий, сохранятся следующие льготы:
- освобождение, которое не применяется только к публичным компаниям, для которых налоговая ставка может быть снижена до 5% — применительно к СИДН РФ-Кипр и СИДН РФ-Люксембург;
- пониженная ставка 5%, в том числе для публичных компаний — применительно к СИДН РФ-Мальта.
Введение прогрессивной шкалы НДФЛ
С 1 января 2021 года действует ставка налога на доходы физических лиц в размере 15% в отношении дохода более 5 млн рублей год. Для доходов, не превышающих этой отметки, ставка НДФЛ осталась прежней — 13%. Кроме того, для физических лиц — налоговых резидентов РФ ставка НДФЛ 13% сохранится для следующих видов доходов:
- от продажи имущества и (или) доли (долей) в нем (за исключением ценных бумаг);
- по доходам в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения;
- по подлежащим налогообложению доходам, полученным такими физическими лицами в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению.
Увеличение ставки НДПИ при добыче твердых полезных ископаемых
15 октября 2020 года вступил в силу Федеральный закон 342-ФЗ, согласно которому с 2021 года вводится повышающий коэффициент в размере 3,5 к ставкам НДПИ на металлы и удобрения (руды черных и цветных металлов, калийные соли и др.). Закон вводит в налоговый обиход так называемый коэффициент Крента, который может принимать два значения: 3,5 и 1. Коэффициент принимается равным 1 в отношении полезных ископаемых, добытых на участках недр, степень выработанности запасов которых по состоянию на 1 января 2021 года составляет менее 1%. По сути речь идет исключительно о новых месторождениях; во всех остальных случаях компаниям придется платить увеличенный НДПИ.
Во-первых, правительство видит основным приоритетом недопущение низконалогового вывода капитала из страны. Система корректируется, исходя из этого посыла; задачи по стимулированию снижения оттока капитала, созданию условий для его привлечения обратно в страну попросту нет в повестке дня.
Во-вторых, на российскую налоговую систему оказывают влияние (в перспективе оно будет только расти) международные факторы, которые невозможно игнорировать. Обсуждаемое на площадке ОЭСР реформирование налогообложения транснациональных цифровых компаний, скорое вступление в силу трансграничного углеродного регулирования (ТУР) — это те решения, с которыми Россия вынуждена будет считаться, соответствующим образом адаптируя налоговую систему под эти глобальные вызовы. Очевидно, что наша страна больше не планирует оставаться в стороне от налогообложения прибыли цифровых гигантов. Кроме того, уже в ближайшем будущем государству придется реагировать на снижение экспортных доходов бюджета вследствие введения ТУР Евросоюзом. Важно не просто не опоздать с корректировкой системы: в идеале она должна облегчить жизнь бизнесу, а не усложнить ее.
Конечно, факторов, влияющих на налоговую систему (внутренних и внешних), много. Но главным из них, на мой взгляд, остается потребность в доходах бюджетной системы, поэтому прошлогодние изменения неслучайно были связаны с повышением налогов. Эта тенденция будет только усиливаться, особенно с учетом того, что на непростую экономическую ситуацию накладывается очередной избирательный цикл.
В обмен на рост отчислений инвесторов пытаются привлечь в экономику точечными фискальными послаблениями, доступными очень узкому кругу плательщиков. Однако они чаще всего сводятся к обещаниям не увеличивать налоговое бремя в будущем («дедушкина оговорка»). Инвестиционный климат предлагается улучшать за счет выборочного применения преференциальных режимов, другие ключевые показатели, учитываемые, например, в рамках рейтинга Doing Business, менять не планируется. Поэтому прошлый год прошел под флагом доработки соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), а в 2021 году фокус сделан на донастройку режима САР. Насколько эффективными окажутся эти инструменты — покажет время.
Какой хотел бы видеть налоговую систему бизнес?
В ходе панельных сессий и в частных беседах на форуме пожелания предпринимателей сводились к тому, что она должна быть стабильной и предсказуемой, в том числе с точки зрения правоприменения. Однако пока стабильность налоговой системы проявляется почти исключительно в отсутствии какой бы то ни было стабильности (что, впрочем, отсылает нас к более глубоким вопросам институционального характера).
Если государство не в состоянии гарантировать неизменность налоговых правил в долгосрочной перспективе, то следует настроить Минфин и ФНС на активную информационную миссию в налоговой сфере, потому что бизнес хочет максимально подробно и точно знать правила игры. В этой связи работу ФНС по повышению информированности плательщиков о позиции налоговых органов в 2020-2021 году, даже если эта позиция не нравится бизнесу, можно только приветствовать. Достаточно вспомнить хотя бы подробное объяснение подходов к квалификации необоснованной налоговой выгоды (ст. 54.1).
Необходимо и «осовременивание» налогового администрирования. Это касается, например, подхода, при котором введение новых обязанностей участников налоговых отношений сопровождается отменой прежних обязанностей. Очевидно, что назрела ревизия общих и специальных антиуклонительных норм, одна часть которых принята недавно, а другая, изрядно устаревшая, датируется началом нулевых годов и не соответствует современным экономическим реалиям. Сейчас они действуют параллельно, сужая границы дозволенного поведения плательщиков. Вероятно, следует вернуться к возможности принятия важных изменений в НК РФ с отсрочкой вступления законов в силу более чем на год, что предлагал несколько лет назад Антон Силуанов.
Также сюда можно отнести расширение практики заключения многосторонних (между налоговыми администрациями разных государств) соглашений о ценообразовании, что существенно облегчает международному бизнесу процесс зачета и обоснования внутригрупповых платежей.
Интересно, прислушается ли правительство к пожеланиям бизнеса и будут ли они услышаны новым составом Государственной думы?
У нас еще много интересных материалов...
Интервью с Евгенией Тюриковой, руководителем Sber Private Banking
«Мы исходим из того, что налогообложение должно быть справедливым»
Интервью с Алексеем Сазановым, заместителем министра финансов Российской Федерации
«Абсурдных историй по налогу на имущество становится все меньше»
Интервью со Светланой Бондарчук, заместителем руководителя ФНС РФ
Михаил является Председателем экспертного совета комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и Общественным омбудсменом по налогам при Уполномоченном по защите прав предпринимателей при президенте РФ, занимается законопроектной деятельностью. Михаил участвовал в проектах по реформированию системы российского экономического законодательства, занимал должность руководителя Департамента налоговой политики Министерства экономического развития и торговли РФ, был партнером в известном адвокатском бюро по вопросам разрешения налоговых споров и консультирования по вопросам налогообложения. В 2015 году получил благодарственную грамоту от президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина за заслуги в государственном строительстве, развитии бюджетного и налогового законодательства, а также его активную общественно-политическую деятельность. В 2018 году получил благодарственное письмо от президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина за активное участие в работе по обеспечению защиты прав и законных интересов предпринимателей. Юридический опыт работы Михаила составляет 23 года и включает в себя, среди прочего: оказание услуг по досудебному урегулированию споров с налоговыми органами, представление интересов клиентов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, а также консультирование по различным вопросам налогообложения.