Рынок связи в России долгое время был близок к идеальному — невидимая рука во многом регулировала его состояние, а государство выполняло классическую роль создателя правил и судьи в спорных вопросах. Был выбран действенный механизм распределения и использования частот, доступности объектов для размещения инфраструктуры связи и т.д. Однако сегодня власти реализуют и обсуждают сразу несколько предложений, которые тревожат бизнес, а ключевой вопрос для долгосрочного развития рынка — с частотами 5G — не удается решить уже несколько лет. Как сейчас строятся взаимоотношения телекоммуникационных компаний и государства, на какой стадии реализации находятся самые громкие инициативы и чем власти смогли помочь операторам во время пандемии — обо всем этом читайте в нашем обзоре.
Государство поддержало телеком регуляторно, но не финансово
По данным Content Review, пандемия обошлась российским мобильным операторам в 30 млрд рублей — эта сумма включает в себя как прямые убытки, так и непредвиденные расходы. Больше всех пострадали операторская розница (расходы в 12 млрд рублей) и роуминговая выручка, которая стоила телекому 9 млрд. Однако текущая ситуация не нанесла отрасли непоправимый удар, успокаивает гендиректор агентства «ТМТ консалтинг» Константин Анкилов — по крайней мере у крупнейших игроков рынка хороший запас прочности. В среднесрочной перспективе отрасль связи не выглядит так, будто ей что-то угрожает, согласен технический директор Qrator Labs Артем Гавриченков: «Однако маржа основного операторского сервиса — предоставления доступа к интернет-ресурсам — невелика, в районе 8%, и основной риск в том, что инициативы регулирования отрасли эту маржу могут исчерпать».
В конце апреля Минэкономразвития предложило правительству 15 мер поддержки телекоммуникационных и ИT-компаний. Предприятия пострадали от системного кризиса; при этом они вносят решающий вклад в сохранение работоспособности экономики и предоставляют жизненно необходимые сервисы для бизнеса и граждан, говорится в письме министерства, на которое ссылались «Ведомости».
Пандемия обошлась российским телеком-операторам в
30
млрд руб.
Чтобы помочь операторам, министерство предлагало отсрочить уплату налога на прибыль и страховые взносы до конца года, упростить процедуру ввоза радиоэлектронных средств (РЭС) и их перерегистрацию и т.д. Освободившиеся средства компании должны были направить на модернизацию инфраструктуры. Исходя из специфики отрасли, операторы должны инвестировать в инфраструктуру около 20% от выручки, рассказывает представитель «Эр-Телекома», работающей под брендом «Дом.ru»: «До середины 2010-х был всплеск инвестиционной привлекательности телекома, но сейчас вложения в инфраструктуру регулярно снижаются, а рост спроса на телеком-услуги в период пандемии во многом исчерпал накопленные резервы».
Однако большинство предложений о поддержке отрасли правительство отклонило, одобрив лишь несколько регуляторных мер. Самая значимая из них — перенос требований к емкости хранилищ по «закону Яровой».
Минэкономразвития предложило 15 мер поддержки телекома и ИT, однако большинство из них было отклонено правительством.
«Закон Яровой» временно откладывается
Так называемый «закон Яровой» — это поправки к федеральному закону ФЗ-374 «О противодействии терроризму», предложенные депутатом Ириной Яровой и вступившие в силу 1 июля 2018 г. По ним, все операторы связи и интернет-провайдеры обязаны хранить телефонные разговоры и переписку пользователей шесть месяцев, а сообщения, передаваемые через интернет, — 30 дней. Кроме того, по закону операторы обязаны в течение пяти лет ежегодно увеличивать емкость хранилищ на 15%, что требует дополнительных инвестиций в помещения, оборудование и сотрудников.
Для хранения этих данных операторы, в частности, закупают у совместного предприятия «Ростеха» и «Ростелекома» программно-аппаратный комплекс «Купол». По словам индустриального директора радиоэлектронного кластера «Ростеха» Сергея Сахненко, после начала действия закона и на конец 2019 г. операторы потратили на закупку «Купола» около 10 млрд рублей. Телекоммуникационные компании ранее неоднократно оценивали свои расходы на исполнение поправок в десятки миллиардов рублей: «МТС» говорила о потенциальных 50 млрд рублей в течение пяти лет, «МегаФон» — о 40 млрд, «Вымпелком» — о 45 млрд.
Операторы закономерно перекладывают часть расходов на потребителей. Так, тарифы на домашний интернет и телевидение в этом году могут подорожать на 10-15%, указывали в конце июля эксперты TelecomDaily вместе с аналитическим агентством iKS-Consulting. По словам гендиректора TelecomDaily Дениса Кускова, один из ключевых факторов роста тарифов — увеличивающиеся расходы на исполнение «закона Яровой». Важно помнить, что ежегодно трафик, скачиваемый абонентами, удваивается, а значит, повышение стоимостных характеристик на связь будет происходить не единоразово, а каждый год, добавляет он.
В апреле стало известно, что Минкомсвязи предложило отложить требование к емкости хранилищ как одно из наиболее затратных для бизнеса предприятий, чтобы помочь операторам пережить кризис из-за коронавируса. Первый зампред правительства Андрей Белоусов согласился перенести их на год.
Все ресурсы и возможности, которые оператор может задействовать, направлены на ликвидацию последствий Covid-2019, рассказывает руководитель практики по работе с компаниями сектора технологий, медиа и телекоммуникаций Николай Легкодимов: «Логично, что государство дает компаниям возможность сконцентрироваться на насущных проблемах и отложить шаги по “закону Яровой” на более поздний период».
Операторы оценивают расходы на исполнение «закона Яровой» в течение 5 лет в среднем в
45
млрд руб.
Частоты для 5G пока не нашли
По федеральному проекту «Информационная инфраструктура», еще во втором квартале 2020 г. государство должно было утвердить концепцию развития сетей 5G. Но Минкомсвязи до сих пор не смогло это сделать, так как власти никак не разрешат спор вокруг частот диапазона 3,4–3,8 ГГц, который, по мнению сотовых операторов, является приоритетным для развития новой сети. Сегодня в указанной части спектра работают средства силовых ведомств и спутниковых операторов, которые не готовы их уступать. При этом уже к 2024 г., согласно национальному проекту «Цифровая экономика», связь пятого поколения должна охватить все регионы страны.
Операторы несколько лет проводят испытания, строят тестовые зоны, а «МТС» даже первой в России получила лицензию на создание сети 5G. Но эта лицензия касается частот диапазона 24,25–24,65 ГГц, который дает максимальную полосу пропускания только на небольших расстояниях (около полутора километров в зоне прямой видимости — и менее, если сигнал должен проходить сквозь объекты). Подобные сети можно использовать для публичных мероприятий, концертов, стадионов и экспоцентров, перечисляет Артем Гавриченков: «Без выделения операторам частот в диапазоне 3,4–3,8 ГГц полноценного 5G можно не ждать. А эта битва еще не завершена».
Позиция правительства регулярно меняется, говорит Константин Анкилов. Текущая идея — выделить частоты совместному предприятию, в которое войдут действующие федеральные операторы связи и, возможно, государство. Но остаются нерешенными следующие вопросы: все ли федеральные операторы смогут участвовать в таком СП, в каком формате будет в нем участвовать государство, какова его роль. «Неопределенность задерживает внедрение 5G. Это вопрос точно не этого года», — считает он. По мнению источников «Коммерсанта», в лучшем случае нужный диапазон операторам удастся получить только в 2023 г.
К 2024 г., согласно национальному проекту «Цифровая экономика», связь пятого поколения должна охватить все регионы страны.
Полноценное развертывание 5G смещается к 2024–2025 гг., считает Николай Легкодимов, никаких шагов со стороны государства до сих пор не было сделано (прим.ред. — о перспективах 5G в России и многом другом читайте также в интервью Александра Соболева из «МегаФон»). Еще один вопрос касается российского оборудования, на котором можно развертывать связь пятого поколения, продолжает он: «На текущий момент в России нет полноценных производителей, которые могут заменить основных зарубежных поставщиков (Huawei, Ericson и др.). Вполне возможно, что, как только появится российский конкурент, процесс передачи частот начнет двигаться».
Если операторы будут конкурировать друг с другом в развитии сети пятого поколения, то их инвестиции в нее могут составить 360–480 млрд рублей за первые 5 лет, посчитали эксперты Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ в 2019 г. Если инфраструктура будет единой, инвестиции могут быть меньше на 161–214 млрд рублей.
Если операторы будут конкурировать в развитии 5G, то их инвестиции за первые 5 лет могут составить более
400
млрд руб.
Сеть 4G была коммерческой инициативой, в которой в первую очередь были заинтересованы сами операторы связи, вспоминает Легкодимов. Но в 5G основной бенефициар — государство, считает эксперт, потому что развитие всех сервисов, доступных на данной технологии (умные города, беспилотные автомобили и т.д.), влияет на общую цифровизацию экономики, что в свою очередь влияет на ВВП и производительность труда.
Операторы тестируют оборудование для суверенного рунета
1 ноября 2019 г. вступили в силу поправки в законы «О связи» и «Об информации», более известные как «закон о «суверенном рунете», которые должны защитить российский сегмент интернета от внешних угроз. По ним, операторы связи обязаны установить на свои сети предоставленное Роскомнадзором оборудование, с помощью которого можно централизованно управлять маршрутизацией трафика в случае опасности. Это оборудование служит еще одной цели — позволяет ведомству фильтровать трафик и блокировать доступ к ресурсам из списка запрещенных.
В самом законе не указано, какое именно оборудование операторы будут использовать, — правительство должно расписать детали в других нормативно-правовых актах, но многие из них до сих пор не приняты. Тем не менее, как сообщал РБК, в феврале операторы отчитались о первых результатах тестирования оборудования, разработанного компанией «РДП.РУ» (15% принадлежит «Ростелекому») в Уральском федеральном округе, на сетях крупнейших операторов региона. Официально результаты тестирования не оглашались, но, по данным РБК, операторы фиксировали случаи снижения скорости и ухудшения качества сигнала, хотя масштабных сбоев не было. Сейчас прорабатываются отдельные технические особенности по организации подключения пользователей, говорит представитель «ЭР-Телекома», не вдаваясь в детали.
Согласно паспорту национального проекта «Цифровая экономика», на исполнение закона о «суверенном рунете» власти потратят около 30 млрд рублей. Из них 20,8 млрд уйдет на закупку оборудования. Когда этот законопроект только рассматривался Госдумой, в финансово-экономическом обосновании к нему было прописано, что его принятие и реализация «не потребуют расходов из федерального бюджета».
Сами операторы несут расходы как минимум на тестирование этих режимов, указывает Николай Легкодимов. Экономическая составляющая и компенсация расходов операторов по-прежнему остаются одним из актуальных вопросов, добавляет представитель «ЭР-Телекома».
Согласно паспорту национального проекта «Цифровая экономика», на исполнение закона о «суверенном рунете» власти потратят около
30
млрд руб.
… и платят за «доступный интернет»
В январе 2020 г. президент Владимир Путин предложил обеспечить бесплатный доступ к социально значимым сайтам. Для реализации этой инициативы Минкомсвязи запустило в тестовом режиме проект «Доступный интернет», который проходит с 1 апреля до 31 декабря 2020 г. в сетях домашнего интернета крупнейших операторов: «Ростелекома», «ЭР-Телекома», МТС, NetByNet («дочка» «МегаФона») и «Вымпелкома».
Согласно эксперименту, россияне, у которых заключен договор с провайдером, могут заходить на все социально значимые ресурсы, даже если они перестали платить за интернет. Изначально Минкомсвязи отнесло к «социально значимым» 391 сайт, включая не только ресурсы госорганов, но и сайты бизнеса: «Яндекс», Mail.ru, «Рамблер», «В контакте», «Повар.ру», ICQ и др. Спустя три месяца министерство убрало из списка 20 сайтов.
Этот список должен быть пересмотрен в сторону уменьшения, а коммерческих компаний в нем вообще не должно быть, считает Артем Гавриченков. «Важно понимать, что этот эксперимент уникален на мировом уровне, и при его реализации нужно много внимания уделять оценке экономического эффекта», — подчеркивает он.
По данным Минкомсвязи, за первые два месяца сервисом воспользовались около 500 000 абонентов домашнего интернета. Всего домашним интернетом пользуются 33,4 млн россиян, следует из данных «ТМТ Консалтинга». «Страхи операторов, что абоненты будут массово выбирать социальный доступ, не оправдались», — комментировал 30 июня министр связи Максут Шадаев.
Ситуация может измениться, если к эксперименту присоединятся мобильные операторы. Так, по данным Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), интернет-провайдеры, участвующие в эксперименте, за первые три месяца недополучили 190–220 млн рублей выручки. Но когда присоединятся операторы, недополученная выручка может составить 110–160 млрд рублей ежегодно, уверены эксперты. 12 августа такой оператор появился — им стал «СберМобайл», работающий на сети Tele2. Крупнейшие операторы пока не комментировали участие в эксперименте.
Кроме недополученной выручки, провайдеры столкнулись с затратами на покупку и установку оборудования (от 30 млн до 100 млн рублей каждый), на сервисное обслуживание и техподдержку (от 5 млн до 20 млн рублей), посчитал РСПП. Всего операторы могут потратить около 6,8 млрд рублей в первый год доступного интернета и 5,5 млрд рублей в каждый последующий год.
По данным РСПП, интернет-провайдеры, участвующие в эксперименте, за первые три месяца недополучили выручки в размере около
200
млн руб.
«Когда я слышу от государства, что нужно обеспечить какие-то бесплатные услуги, но при этом оно не собирается за них платить, становится страшно, — говорил в интервью “Коммерсанту” президент “ЭР-Телекома” Андрей Кузяев. — <…> Чудес не бывает, и кто-то же должен за бесплатное платить. Поэтому необходимо решение, которое обеспечит работоспособность отрасли, не разрушит ее экономические основы».
Любая мера, предоставляемая на нерыночных условиях рыночными игроками, по-хорошему должна компенсироваться авторами этой меры, поддерживает Николай Легкодимов. Это правильная с социальной точки зрения идея, но, вероятно, есть некая нелинейность в том, как предоставляется эта услуга — ей могли воспользоваться люди, которые вполне способны платить за коммерческий интернет. Если государство не готово субсидировать инициативу напрямую, можно было бы предоставить компаниям налоговые льготы, считает он.