«Норникель» не применял региональный инвествычет, поскольку в регионах присутствия компании не были приняты соответствующие законы или же право на вычет предоставлено отдельным категориям налогоплательщиков, под критерии которых «Норникель» не подпадает.
Налоговые стимулы инвестиций, конечно же, очень важны для бизнеса. Мы делали расчет эффективности амортизации, которую предусматривает Налоговый кодекс. Если, предположим, компания вкладывает 1 000 рублей, то через амортизационные отчисления она ежегодно списывает в затраты соответствующие инвестиции. С учетом инфляции эффективно можно списать в налоговом учете около 60−70% в текущих деньгах. То есть те деньги, которые дисконтируются к текущему периоду.
Кроме того, важно, что государство услышало предложение бизнеса о том, чтобы разрешить передавать вычет между предприятиями группы (холдинга), что расширяет границы его применения. Например, если одна компания получает прибыль, а инвестиции осуществляет другое предприятие группы, есть возможность аккумулировать денежные средства за счет компании, которая получает прибыль.
Проблема связана с переменчивой позицией судов. До 2021 года суды считали, что если компания инвестировала, но не реализовала проект, то она могла списывать вложения в затраты. С 2021 года суды стали принимать решения не в пользу бизнеса.
В последнее время наблюдается положительная тенденция в судебной практике, когда суды поддерживают налогоплательщиков, подтверждая правомерность списания стоимости незавершенного строительства в расходах для целей налога на прибыль.
До последнего времени складывалась противоречивая судебная практика. Если компания осуществляла реализацию проекта, но пока не ввела основное средство в эксплуатацию, то она не могла списывать эти расходы. Однако если компания реализовала проект, но он не взлетел, и компания не видит смысла его продолжать, то она вправе списывать в расходы. Получается, что право списания в расходы зависело от того, ввели основное средство в эксплуатацию или нет.
Изначально первыми с проблемой столкнулись энергетические компании в связи с обложением налогом теплоэлектростанций и гидроэлектростанций. Сформировалась судебная практика, когда суды признавали машины и оборудование единым имущественным комплексом вместе со зданием. При этом ВС РФ отказывал в передаче таких дел в Судебную коллегию по экономическим спорам, что дало основание налоговикам утвердиться в своей позиции.
Наработав такую практику, налоговая служба открыла выездные проверки. Насколько я знаю, в конце 2023 года были открыты выездные проверки примерно по 70 налогоплательщикам — это практически все генерирующие компании.
Тем не менее справедливость восторжествовала, и ВС РФ в 2024 году подтвердил свою позицию и однозначно признал оборудование промышленных предприятий движимым имуществом, а также указал на несостоятельность доводов налоговиков и нижестоящих судов о его неделимости со зданием, в котором оно располагается, и о его безусловном включении в единый недвижимый комплекс.
Подход налогового органа в части того, что любые машины и оборудование, установленные в здании или смонтированные в составе сооружений, признаются недвижимым имуществом, является неправомерным, поскольку использование всех видов основных средств в рамках одного сложного технологического процесса не приводит к их совокупному налогообложению.
Воля законодателя при освобождении бизнеса с 2013 года от налога на движимое имущество была направлена на стимулирование бизнеса к инвестициям в обновление производства. И четкая позиция Верховного суда подтверждает понимание, которое сложилось у налогоплательщиков.
Помимо того, что данную позицию Верховный суд подтвердил в отношении энергетического оборудования, он сделал вывод, что такое оборудование не является уникальным, к нему не могут быть применены более обременительные условия налогообложения имущества в сравнении с оборудованием, задействованным в других сферах производственной деятельности.
В целом принятые меры потребовали и еще потребуют совместных решений налогоплательщиков и ФНС по конкретным хозяйственным ситуациям, когда по объективным причинам — санкциям и другим недружественным действиям за рубежом — нет возможности погасить задолженности по трансграничным сделкам, провести зачеты, платежи и т. д.
Читайте также
Введенные в конце 2023 года меры были сосредоточены на трех основных направлениях. Первое — компании обязали раскрывать всю информацию о цепочке создания стоимости российских экспортных товаров и сопутствующих услуг, поскольку «недружественные» юрисдикции фактически прекратили обмен информацией с ФНС. Второе — создание запретительного уровня налогообложения для манипулирующих трансфертной ценой экспортеров и импортеров (включая кратно возросшие штрафы и т. н. «вторичную корректировку», когда выведенная за рубеж налоговая база признается дивидендами и облагается 15%-ным налогом у источника выплаты). Третье — сужение допустимого интервала рыночных цен.
Рост объема информации, который теперь необходимо направлять налоговым органам, создает для бизнеса определенные риски в плане возможности предоставить эти данные и риск ответственности в случае их непредоставления или неполного раскрытия.
На наш взгляд, режим налогового мониторинга — это индикатор высокого уровня автоматизации учетных процессов и прозрачности бизнеса с налоговой точки зрения.
Режим налогового мониторинга также позволяет сократить сроки налоговой проверки. Так, максимальный срок, незакрытый проверкой, в обычном режиме достигает почти 5 лет, а при проведении налогового мониторинга — не превышает 1 года 9 месяцев без учета уточненных деклараций. Это снижает вероятность того, что к хозяйственным операциям и налоговым позициям компании ретроспективно применят отрицательную судебную практику. Снижается и возможный объем доначислений по пеням за счет уменьшения максимального срока налогового контроля.
Можно еще до подачи запроса обсудить с налоговым органом те или иные вопросы и далее уже сделать запрос на официальное мотивированное мнение. Мы получили достаточно большое количество мотивированных мнений. Полагаю, что мы одни из лидеров по количеству полученных мотивированных мнений по стране.
Промежуточные итоги эксперимента подтвердили не только достижение обозначенных целей, но и саму возможность распространить налоговый мониторинг на налоговый контроль цен. Мы разработали и согласовали с ФНС объем раскрываемых данных и пакет отчетности по сделкам, который может быть подготовлен в срок около 2 месяцев после отчетного квартала. Участники проекта подтвердили, что техническое решение по налоговому мониторингу может быть успешно тиражировано на ТЦО-проверки с минимальными ресурсами на доработку систем.
Мы ожидаем, что ИИ-помощник позволит нашим сотрудникам тратить меньше времени на поиск и подготовку методологических позиций, снизит риски пропустить значимые законодательные изменения или судебные решения и, конечно, повысит качество ответов и уровень методологической поддержки.
В ФНС прошел путь от ведущего специалиста и начальника отдела в центральном аппарате до руководителя территориального налогового органа.
С 2011 года до октября 2016 года работал в Минфине в должности начальника отдела, затем — заместителем директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики.
С 2016 года возглавляет Налоговый департамент ПАО «ГМК «Норильский никель».
Заместитель председателя Налогового комитета РСПП, кандидат экономических наук, действительный государственный советник РФ 3 класса.