«Будущее налоговой функции в крупной компании будет невозможно без передовых технологий»

Андрей Кизимов
Андрей Кизимов
Директор налогового департамента ПАО «ГМК «Норильский никель»
Андрей Кизимов, директор налогового департамента ПАО «ГМК «Норильский никель», рассказал Михаилу Орлову, партнеру и руководителю департамента налогового и юридического консультирования Kept, об адаптации бизнеса к изменениям с 2025 года, проведении пилотного проекта с ФНС по налоговому мониторингу соблюдения правил трансфертного ценообразования и применении искусственного интеллекта в налоговой функции компании.
С 2025 года вступило в силу множество налоговых изменений. Какие стали наиболее существенными для «Норникеля»?
Столь масштабных изменений налоговых условий не было более 20 лет, фактически с момента введения второй части Налогового кодекса. Самые заметные изменения — повышение ставки налога на прибыль на 5% для всех без исключения отраслей и расширение прогрессивной шкалы НДФЛ, что отвечает на запрос общества и государства: «Кто больше зарабатывает, должен платить больше».
Очевидно, что повышение налогов направлено прежде всего на пополнение бюджета. Но также пополнился инструментарий поощрения инвестиционной активности. Появился федеральный инвестиционный налоговый вычет (ФИНВ) в дополнение к действующему региональному. «Норникель» активно проводит техническое перевооружение. Применяли ли вы региональный инвестиционный налоговый вычет?
Региональный инвествычет появился в 2019 году и применяется крайне ограниченно, поскольку его внедрение оставлено на усмотрение субъектов федерации. В 2022 году инвествычет применили 350 компаний на общую сумму 55 млрд рублей, а в 2023 году — 557 компаний на 69 млрд рублей, что в среднем составляет около 0,20% общего объема инвестиций в стране.

«Норникель» не применял региональный инвествычет, поскольку в регионах присутствия компании не были приняты соответствующие законы или же право на вычет предоставлено отдельным категориям налогоплательщиков, под критерии которых «Норникель» не подпадает.
Неужели такая большая компания, как «Норникель», не смогла договориться с региональными властями, чтобы принять законодательство, позволяющее применять инвествычет?
Можно было бы, конечно, строить диалог с регионами, но сама конструкция вычета неудобна для бизнеса. Ограничения и дополнительные условия не позволяют в полном объеме применять вычет: как, например, невозможность амортизировать основное средство в налоговом учете после его применения.
В чем преимущества нового федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ) по сравнению с региональным?
Ключевое слово — «федеральный». Основные параметры льготы устанавливаются в Налоговом кодексе и постановлении Правительства РФ, а значит, возможность его применения не зависит от решений региональных властей. Это делает ФИНВ универсальным инструментом и хорошей альтернативой региональному вычету.

Налоговые стимулы инвестиций, конечно же, очень важны для бизнеса. Мы делали расчет эффективности амортизации, которую предусматривает Налоговый кодекс. Если, предположим, компания вкладывает 1 000 рублей, то через амортизационные отчисления она ежегодно списывает в затраты соответствующие инвестиции. С учетом инфляции эффективно можно списать в налоговом учете около 60−70% в текущих деньгах. То есть те деньги, которые дисконтируются к текущему периоду.
Какие инструменты государство предоставляло компаниям? Часть первоначальной стоимости (10% или 30%) можно отразить в налоговых расходах сразу, а оставшуюся часть амортизировать в течение срока полезного использования. Но даже с учетом амортизационной премии реальное эффективное списание затрат составляет до 72−75%. То есть компания не может на 100% эффективно списать затраты. ФИНВ позволяет уменьшить сам налог на прибыль (а не налоговую базу!) на сумму до 3% общих инвестиций, при этом продолжая амортизировать остаточную стоимость основного средства, что повышает эффективность механизма списания затрат. ФИНВ нейтрализует разницу между фактическими затратами и затратами к списанию.

Кроме того, важно, что государство услышало предложение бизнеса о том, чтобы разрешить передавать вычет между предприятиями группы (холдинга), что расширяет границы его применения. Например, если одна компания получает прибыль, а инвестиции осуществляет другое предприятие группы, есть возможность аккумулировать денежные средства за счет компании, которая получает прибыль.
Это действительно интересная и даже неожиданная мера со стороны правительства и Минфина. Посмотрим, как это будет работать.
Многие крупные холдинговые компании видят в этом большое преимущество нового инструмента.
«Норникель» начал применять ФИНВ: настроены учетные системы, проработана методология применения вычета. Исходя из статистических данных ФНС России по применению ФИНВ в первом полугодии, компания с учетом высокой инвестиционной активности является одним из лидеров применения нового инструмента.
Актуален ли для «Норникеля» вопрос по порядку списания стоимости незавершенного строительства в налоговом учете?
Этот вопрос актуален для любой компании, которая инвестирует в свое развитие. У «Норникеля» широкая инвестиционная программа, направленная на реализацию стратегических инициатив. Конечно, существуют риски, что при определенных обстоятельствах какой-то проект может не выстрелить. Инвестиционные решения могут пересматриваться по ряду причин, включая изменения конъюнктуры, колебания валютных курсов, уход поставщиков с рынка. Поэтому вопрос об учете затрат на незавершенное строительство становится особенно актуальным.

Проблема связана с переменчивой позицией судов. До 2021 года суды считали, что если компания инвестировала, но не реализовала проект, то она могла списывать вложения в затраты. С 2021 года суды стали принимать решения не в пользу бизнеса.

В последнее время наблюдается положительная тенденция в судебной практике, когда суды поддерживают налогоплательщиков, подтверждая правомерность списания стоимости незавершенного строительства в расходах для целей налога на прибыль.
Возможность списания стоимости незавершенного строительства в налоговых расходах позволит стимулировать инвестиции в рисковые проекты и тем самым снизить негативный эффект на 25%. Таким образом государство сможет разделить с налогоплательщиком предпринимательские риски.
Кроме того, запрет на списание стоимости незавершенного производства в составе внереализационных расходов нарушает принцип равенства налогообложения, так как в аналогичной ситуации при выведении из эксплуатации объекта основных средств организации вправе учесть остаточную стоимость объекта в целях налогообложения прибыли.
Я бы хотел напомнить тезис оппонентов этой позиции о том, что предпринимательская деятельность — это осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на получение прибыли. Если компания не смогла завершить строительство, то почему затраты перекладываются на государство?
Именно потому, что компания ведет деятельность на свой страх и риск при реализации проекта, у нее нет задачи оптимизировать налоги.

До последнего времени складывалась противоречивая судебная практика. Если компания осуществляла реализацию проекта, но пока не ввела основное средство в эксплуатацию, то она не могла списывать эти расходы. Однако если компания реализовала проект, но он не взлетел, и компания не видит смысла его продолжать, то она вправе списывать в расходы. Получается, что право списания в расходы зависело от того, ввели основное средство в эксплуатацию или нет.
Проблема списания расходов на незавершенное строительство может быть решена через изменения правоприменительной практики, или же необходимо скорректировать Налоговый кодекс?
На мой взгляд, на законодательном уровне все достаточно урегулировано. Это вопрос правоприменения.
«Норникель» в числе первых столкнулся в методологическом споре с налоговым органом по поводу того, что такое движимое имущество в целях налогообложения. Как вы оцениваете сложившуюся практику? Насколько бизнесу удалось найти общий язык с налоговыми органами?
В группе компаний есть споры по проблематике движимого/недвижимого имущества, и мы очень внимательно следим за развитием судебной практики по этому вопросу.

Изначально первыми с проблемой столкнулись энергетические компании в связи с обложением налогом теплоэлектростанций и гидроэлектростанций. Сформировалась судебная практика, когда суды признавали машины и оборудование единым имущественным комплексом вместе со зданием. При этом ВС РФ отказывал в передаче таких дел в Судебную коллегию по экономическим спорам, что дало основание налоговикам утвердиться в своей позиции.

Наработав такую практику, налоговая служба открыла выездные проверки. Насколько я знаю, в конце 2023 года были открыты выездные проверки примерно по 70 налогоплательщикам — это практически все генерирующие компании.

Тем не менее справедливость восторжествовала, и ВС РФ в 2024 году подтвердил свою позицию и однозначно признал оборудование промышленных предприятий движимым имуществом, а также указал на несостоятельность доводов налоговиков и нижестоящих судов о его неделимости со зданием, в котором оно располагается, и о его безусловном включении в единый недвижимый комплекс.
По мнению Верховного суда РФ, машины и оборудование являются движимым имуществом и не должны облагаться налогом; неважно, ставились ли они на учет в составе электростанции или же приобретались отдельно.
Ни факт невозможности раздела объекта без разрушения, повреждения или изменения назначения, ни соединение для использования по общему назначению, предопределенному технологией производства, ни объединение имущества налогоплательщика в имущественный комплекс для целей совершения сделок с ним, используемое гражданским законодательством, не являются достаточным основанием для квалификации всех входящих в такой комплекс вещей, в том числе частей конструктивно-сочлененного объекта, как объектов налогообложения по налогу на имущество организаций.

Подход налогового органа в части того, что любые машины и оборудование, установленные в здании или смонтированные в составе сооружений, признаются недвижимым имуществом, является неправомерным, поскольку использование всех видов основных средств в рамках одного сложного технологического процесса не приводит к их совокупному налогообложению.

Воля законодателя при освобождении бизнеса с 2013 года от налога на движимое имущество была направлена на стимулирование бизнеса к инвестициям в обновление производства. И четкая позиция Верховного суда подтверждает понимание, которое сложилось у налогоплательщиков.

Помимо того, что данную позицию Верховный суд подтвердил в отношении энергетического оборудования, он сделал вывод, что такое оборудование не является уникальным, к нему не могут быть применены более обременительные условия налогообложения имущества в сравнении с оборудованием, задействованным в других сферах производственной деятельности.
Важно, чтобы и налоговый орган воспринял это как руководство к действию и начал реализовывать в своей контрольной работе.
Бизнес этого ждет.
В прошлом году бизнес ощутил последствия приостановки соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН) с 38 государствами и внесения всех западных стран в «список офшоров», которые не обмениваются информацией для целей налогообложения. Как вы оцениваете эти изменения?
Это два крайне значимых события в налоговой сфере, которые произошли в 2023 году. К счастью, Минфин оперативно предложил компенсирующие меры, которые позволили не допустить резкого роста затрат российских заемщиков на уплату налога по синдицированным кредитам, которые уже были у компаний на момент публикации указа президента о частичной приостановке СИДН 8 августа 2023 года. Кроме того, вступление в силу расширенного на все страны Запада «черного списка» офшоров отложили на 2024 год, что позволило налогоплательщикам завершить корпоративные реструктуризации для выхода из «недружественных» стран.

В целом принятые меры потребовали и еще потребуют совместных решений налогоплательщиков и ФНС по конкретным хозяйственным ситуациям, когда по объективным причинам — санкциям и другим недружественным действиям за рубежом — нет возможности погасить задолженности по трансграничным сделкам, провести зачеты, платежи и т. д.
С 2024 года ужесточился налоговый контроль трансфертных цен. Что это означает для «Норникеля»? Почувствовали ли вы дополнительную административную нагрузку? Выросла ли оценка рисков в методике трансфертных цен?
«Норникель» — экспортно ориентированная компания, свыше 80% нашей прибыли формируется от внешнеторговых сделок. Да, контроль стал более жестким в первую очередь в отношении экспортно-импортных операций. Внешняя среда резко изменилась, и задачей государства была концентрация капитала в стране.

Введенные в конце 2023 года меры были сосредоточены на трех основных направлениях. Первое — компании обязали раскрывать всю информацию о цепочке создания стоимости российских экспортных товаров и сопутствующих услуг, поскольку «недружественные» юрисдикции фактически прекратили обмен информацией с ФНС. Второе — создание запретительного уровня налогообложения для манипулирующих трансфертной ценой экспортеров и импортеров (включая кратно возросшие штрафы и т. н. «вторичную корректировку», когда выведенная за рубеж налоговая база признается дивидендами и облагается 15%-ным налогом у источника выплаты). Третье — сужение допустимого интервала рыночных цен.

Рост объема информации, который теперь необходимо направлять налоговым органам, создает для бизнеса определенные риски в плане возможности предоставить эти данные и риск ответственности в случае их непредоставления или неполного раскрытия.
«Норникель» был одним из пионеров налогового мониторинга. Как вы оцениваете результаты? Стало ли проще? Или, наоборот, появились дополнительные обременения из-за постоянного взаимодействия с налоговыми органами? Недоброжелатели утверждают, что участники налогового мониторинга пребывают в состоянии постоянной выездной налоговой проверки.
«Норникель» реализует проект по поэтапному переходу предприятий группы на налоговый мониторинг с 2018 года. В результате с 2021 года свыше 98% оборота группы в режиме реального времени отслеживают пять инспекций по крупнейшим налогоплательщикам.

На наш взгляд, режим налогового мониторинга — это индикатор высокого уровня автоматизации учетных процессов и прозрачности бизнеса с налоговой точки зрения.
Налоговый мониторинг — инновационный инструмент налогового контроля. Он возник за рубежом, но нигде в мире не получил такого успешного развития, как в России.
Безусловно, налоговый мониторинг снижает административную нагрузку в части запросов информации. Сотрудник налогового органа может открыть определенный документ или проводку в «Витрине данных», получить информацию по сделкам с контрагентами, что сразу снимает многие вопросы. Административная нагрузка снижается также за счет использования заранее согласованных с налоговым органом форм и графика предоставления информации.
Это означает, что вас уже не дергают запросами информации?
Уже не дергают. Количество запрашиваемых первичных документов сократилось практически вдвое. Сейчас мы ведем диалог только по содержательным вопросам, например, по той же проблематике движимого/недвижимого имущества. У нас нет необходимости идентифицировать движимое имущество — вся информация у налоговой уже есть. Вопросы возникают по методологии.

Режим налогового мониторинга также позволяет сократить сроки налоговой проверки. Так, максимальный срок, незакрытый проверкой, в обычном режиме достигает почти 5 лет, а при проведении налогового мониторинга — не превышает 1 года 9 месяцев без учета уточненных деклараций. Это снижает вероятность того, что к хозяйственным операциям и налоговым позициям компании ретроспективно применят отрицательную судебную практику. Снижается и возможный объем доначислений по пеням за счет уменьшения максимального срока налогового контроля.
Участие в налоговом мониторинге позволяет получать мотивированное мнение налогового органа — согласовывать позицию по налогообложению совершенных и планируемых операций. Насколько это реальный рабочий инструмент, исходя из вашей практики?
Это одно из наиболее важных преимуществ участия в налоговом мониторинге. Инструмент дает возможность снизить риски по неопределенным налоговым позициям по совершенным или планируемым операциям. К тому же налогоплательщик освобожден от ответственности при выполнении требований, изложенных в мотивированном мнении налогового органа.

Можно еще до подачи запроса обсудить с налоговым органом те или иные вопросы и далее уже сделать запрос на официальное мотивированное мнение. Мы получили достаточно большое количество мотивированных мнений. Полагаю, что мы одни из лидеров по количеству полученных мотивированных мнений по стране.
Налоговый мониторинг не предусматривает контроль трансфертного ценообразования. Можно ли, на ваш взгляд, распространить его на ТЦО-контроль?
Мы инициировали пилотный проект по налоговому мониторингу соблюдения правил трансфертного ценообразования, и с начала 2024 года «Норникель» и ФНС тестируют этот механизм. Это ответ на новые риски и вопросы, возникающие в связи с изменениями законодательства.
Означает ли это, что вы не будете подавать уведомления и документацию о контролируемых сделках?
Мы продолжим предоставлять налоговым органам весь обязательный объем информации. Цели пилотного проекта — оценить текущие возможности информационной платформы «Норникеля» для обмена данными по контролируемым сделкам, которые необходимы налоговым органам для анализа по ТЦО, создать основу для развития инструментов взаимодействия с ФНС и сформировать понимание, какие нужны законодательные изменения.

Промежуточные итоги эксперимента подтвердили не только достижение обозначенных целей, но и саму возможность распространить налоговый мониторинг на налоговый контроль цен. Мы разработали и согласовали с ФНС объем раскрываемых данных и пакет отчетности по сделкам, который может быть подготовлен в срок около 2 месяцев после отчетного квартала. Участники проекта подтвердили, что техническое решение по налоговому мониторингу может быть успешно тиражировано на ТЦО-проверки с минимальными ресурсами на доработку систем.
ТЦО-контроль в рамках налогового мониторинга потенциально позволит сократить сроки проверок, снизить административную нагрузку, ускорить выявление рисков.
Единая платформа с данными по ТЦО позволит развивать взаимозаменяемость и преемственность в функции налогового администрирования как на стороне налогового органа, так и на стороне налогоплательщика.
Можно ли ожидать, что если ваш опыт будет удачным, то последуют законодательные изменения для того, чтобы распространить налоговый мониторинг на контроль трансфертных цен?
Сейчас разрабатываются законодательные изменения, которые планируется вынести на обсуждение бизнес-сообщества в этом году. Необходимо проанализировать, готовы ли другие налогоплательщики к ТЦО-контролю в рамках налогового мониторинга. На данный момент «Норникель» — единственная компания — участница пилотного проекта.
Надеемся, что эксперимент будет удачным. Продолжая тему передовых технологий: мы в Kept рассматриваем возможности использования искусственного интеллекта в нашей работе. На ваш взгляд, способен ли искусственный интеллект улучшить налоговую функцию компании?
Мы начали тестировать возможности применения искусственного интеллекта в деятельности налогового департамента в прошлом году и, безусловно, видим перспективы применения ИИ. Очевидно, что сейчас это несовершенные инструменты. Можно сказать, что искусственный интеллект пошел «в детский сад». Он может выполнять простые задачи: собрать перечень информации, поверхностно проанализировать и дать предварительное заключение. Но со временем — думаю, лет через пять — искусственный интеллект уже пойдет «в институт», а лет через семь станет «магистром».
Для каких задач вы сейчас пробуете применять инструменты на базе искусственного интеллекта?
Например, для анализа законодательных изменений, подготовки ответов на требования налоговых органов, а также в рамках внутрикорпоративного консультирования, анализа договоров, документов, налоговых регистров и иной информации. Искусственный интеллект может достаточно быстро собрать информацию из справочно-правовых систем и картотек судов.
«Норникель» реализует пилотный проект по созданию ИИ-помощника налоговой функции.
Его задача — как раз ускорить процесс подготовки ответов по вопросам налогообложения в рамках формирования внутренней налоговой позиции. В качестве прототипа разрабатывается и тестируется ИИ-помощник с понятным интерфейсом, способный выдавать ответы и структурировать нужную информацию из разных источников, подбирать аргументы, на основе которых сотрудник формирует налоговую позицию. Текущая стадия прототипа подтверждает, что технология применима, важно только научить ИИ говорить на налоговом языке.

Мы ожидаем, что ИИ-помощник позволит нашим сотрудникам тратить меньше времени на поиск и подготовку методологических позиций, снизит риски пропустить значимые законодательные изменения или судебные решения и, конечно, повысит качество ответов и уровень методологической поддержки.
Интересно, ведь Налоговая служба тоже применяет искусственный интеллект. Возможно, что со временем контрольная работа превратится в общение двух роботов.
Безусловно, искусственный интеллект будет все больше проникать в рутинную аналитическую работу. А налоговые специалисты смогут направить свои усилия на более сложные и креативные задачи.
Андрей Кизимов
Директор налогового департамента ПАО «ГМК «Норильский никель»
В 2006 году окончил Мичуринский государственный аграрный университет по специальности «Финансы и кредит». В 2006 году после победы во Всероссийской студенческой олимпиаде «Лучший налоговый аналитик» был приглашен на государственную службу.

В ФНС прошел путь от ведущего специалиста и начальника отдела в центральном аппарате до руководителя территориального налогового органа.

С 2011 года до октября 2016 года работал в Минфине в должности начальника отдела, затем — заместителем директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики.

С 2016 года возглавляет Налоговый департамент ПАО «ГМК «Норильский никель».

Заместитель председателя Налогового комитета РСПП, кандидат экономических наук, действительный государственный советник РФ 3 класса.

Вам может быть интересно

string(80) "/upload/iblock/b92/c8hutcrb0915i1vxvrist4bsvqlvpjp4/Oblozhka_dlya_ssylok-_4_.jpg"
Мы используем файлы cookie, необходимые для работы сайта, а также аналитические cookies. Вы можете ознакомиться с Политикой использования файлов-cookies.