«Первостепенная цель ФНС — сделать налоговый контроль максимально незаметным для плательщика»

06 ноября 2023
18 мин.
Марина Крашенинникова
Марина Крашенинникова
Начальник Управления налогового мониторинга ФНС России
Марина Крашенинникова, начальник Управления налогового мониторинга ФНС России, рассказала Илариону Леметюйнену, партнеру Kept, как развивается режим налогового мониторинга, будет ли государство компенсировать затраты на подготовку к вступлению в эту форму контроля и почему опасения бизнеса, связанные с инструментом мотивированного мнения, не обоснованы.
Налоговый мониторинг активно развивается с 2016 года. Сколько компаний на сегодняшний день перешли на эту форму контроля?
В 2023 году у нас в налоговом мониторинге 445 компаний. В этом году мы также получили 129 заявлений от плательщиков и ожидаем, что в 2024 году количество компаний, участвующих в налоговом мониторинге, превысит отметку в 570 организаций.
Концепцией развития налогового мониторинга в России предусмотрено увеличение количества участников, в частности за счет снижения порогов. Расскажите, пожалуйста, есть ли сейчас движение в этом направлении?
Действительно, концепцией развития и совершенствования системы налогового мониторинга предусмотрено поэтапное снижение обязательных суммовых критериев, которые необходимо выполнить на этапе перехода на налоговый мониторинг. Мы последовательно, начиная с 2020 года, эти критерии снижаем. И сейчас разработан очередной законопроект. В следующем году, когда налогоплательщики будут предоставлять заявления для перехода на налоговый мониторинг, необходимо будет соответствовать трем критериям: это 800 миллионов — активы и доходы и 80 миллионов уплаченных налогов.

Кроме того, для определенных групп плательщиков мы предусматриваем отмену обязательного соответствия суммовым критериям. Это плательщики, заключившие соглашение о защите поощрения капиталовложений, участники промышленных кластеров, в будущем участники особых экономических зон. Также законопроектом у нас предусмотрена отмена обязательных критериев для государственных и муниципальных учреждений.
Такое поэтапное расширение перечня потенциальных участников налогового мониторинга для нас очень важно, поскольку мы стараемся масштабировать эту форму налогового контроля не только на крупнейших представителей бизнеса, но и делать ее привлекательной для среднего и малого бизнеса.
Подготовка к вступлению в налоговый мониторинг требует определенных трудовых и финансовых затрат — как минимум на организацию информационного взаимодействия. Скажите, пожалуйста, могут ли компании в будущем рассчитывать на какие-либо дополнительные льготы для компенсации этих затрат, особенно в тех случаях, когда налоговый мониторинг является обязательным, как для компаний СЗПК?
Очень хороший вопрос. Да, действительно, переход на налоговый мониторинг требует от участников хорошей подготовки — и не только в процессе перехода, но и в значительной степени уже в процессе проведения налогового мониторинга.

Мы долго изучали вопрос с точки зрения возможности разграничения тех затрат, которые связаны с налоговым мониторингом, и тех затрат, которые компания осуществляет независимо от участия в нем. Проводили опрос среди всех участников налогового мониторинга, чтобы выявить эти затраты, и пришли к выводу, что это достаточно тяжело сделать. Мы продолжаем изучать данный вопрос в отношении участников, заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений, совместно с Министерством экономического развития.
Меня часто спрашивают мои клиенты, какие задачи ставит Федеральная налоговая служба при интеграции систем плательщика и систем налоговых органов? Что они хотят получить на выходе от этой интеграции? Вы могли бы, пожалуйста, рассказать именно про концепцию развития интеграции?
Для нас очень важно, чтобы контроль был максимально качественным, максимально эффективным и максимально быстрым. Прямое взаимодействие между двумя системами позволяет избежать большого количества ручного труда и отвлечения потенциальных экспертов на какие-то рутинные процессы. Поэтому первостепенная цель — сделать наше присутствие и вообще налоговый контроль максимально незаметным для плательщика. Мы считаем, что, непосредственно интегрируясь с информационной системой плательщика, мы можем решить эти вопросы.

Для себя мы, конечно, во главу угла ставим вопросы проведения непосредственно контроля, а не только ознакомление с документами плательщиков. В настоящее время та технология, которую используют плательщики, дает нам очень хорошую возможность ознакомиться со всеми электронными документами плательщика, фактически не отвлекая его.

Дополнительно нас непосредственно интересует проведение самих контролей за корректностью и правильностью исчисления налогов информационной системой.
Это, в общем-то, наша стратегическая цель — в автоматизированном режиме осуществлять контроль с помощью программных интерфейсов и тем самым обеспечить и на стороне плательщика уверенность в том, что все его данные проверены и соответствуют требованиям законодательства.
Такая технология позволит обеспечить качественный и эффективный контроль за минимальное количество времени.
Смогут ли в будущем воспользоваться интеграцией и автоматическим обменом документами не только участники налогового мониторинга, но и, например, все крупнейшие налогоплательщики?
Достаточно сложно сказать, поскольку интеграция — очень сложный технологический и организационный процесс. Он требует от плательщика длительной подготовки: мы настраиваем и нашу систему, и систему плательщика.

Для плательщика, который не является участником налогового мониторинга и не предоставлял доступ к своей информационной системе, необходимо будет провести отдельную работу по тому, чтобы подключить его информационную систему и настроить ее, потому что, кроме непосредственной реализации сервисов, мы семь лет при развитии налогового мониторинга развиваем еще и требования к информационным системам плательщиков. Плательщики — участники налогового мониторинга данные требования уже в значительной степени реализовали, поэтому за счет подключения к информационной системе налоговой службы им гораздо проще реализовывать у себя наши сервисы.
Я надеюсь, что в будущем те сервисы, которые действительно связаны со снятием нагрузки по истребованию документов, станут более распространенными, и мы всячески будем приветствовать распространение такого подхода и среди остальных плательщиков. Но насколько, скажем так, эта система сможет в полный рост заработать для тех плательщиков, которые не являются участниками налогового мониторинга, в настоящее время сложно сказать.
Одно из преимуществ налогового мониторинга — это возможность получить мотивированное мнение. Оно бывает двух типов: по запросу налогоплательщика, которое, по сути дела, является разъяснением, на мой взгляд, налогового законодательства, и мотивированное мнение, которое дает налоговый орган по результатам проверки в ходе мониторинга. У бизнеса очень много вопросов в отношении процедуры получения мотивированных мнений, в частности опасений, что если с мотивированным мнением не согласиться, то будет открыта выездная проверка по соответствующему основанию. И потом уже такая стандартная процедура обжалования. Планируются ли какие-то изменения, которые касаются вопросов мотивированного мнения?
Вопрос мы этот часто слышим и от плательщиков, и от консалтинговых компаний. В настоящее время у нас нет какого-то проекта изменений в Налоговый кодекс. Но здесь хотелось бы обратить внимание, что мотивированное мнение предусматривает процедуру согласия или несогласия и возможность пройти взаимосогласительную процедуру. Все это необходимо для того, чтобы у плательщика было время на то, чтобы подготовить свою позицию, на то, чтобы, если нет каких-то документов, эти документы подготовить, а если необходимы какие-то дополнительные экспертные заключения, их получить.

Кроме того, у нас с вами есть процедура по формированию списка мотивированных мнений, которые не выполнены, и информированию налогоплательщика о наличии у него невыполненных мотивированных мнений. Таким образом плательщик, получив мотивированное мнение, имеет достаточный временной запас для того, чтобы выполнить это мнение либо, скажем так, пройти взаимосогласительную процедуру, но с максимальным количеством документов. Если все-таки ему это в установленные сроки не удается сделать, то, как вы правильно отметили, у нас начинается тематическая выездная проверка.
И это тоже, на мой взгляд, еще один хороший повод для плательщика и налогового органа посмотреть на ту же самую ситуацию, но с учетом того, что уже есть время на подготовку к ней, собрать как можно больше документов, которые подтверждают позицию налогоплательщика. Я считаю, что это максимально комфортный режим и для плательщика, и для налогового органа.

Хочу также отметить, что у нас каждый год растет количество направленных мотивированных мнений и по запросу компании, и по инициативе налогового органа.
70% мотивированных мнений — это мотивированные мнения, подготовленные по запросу компании. Для нас это очень важная цифра.
В этом году только два случая, когда налогоплательщик не согласился с мотивированным мнением, прошел взаимосогласительную процедуру и не согласился с ее результатами, и мы вынуждены были пойти на тематическую выездную налоговую проверку. За все семь лет это, в общем-то, первые два случая, с которыми мы столкнулись.
Давайте перейдем к следующему важному блоку — это системы внутреннего контроля. Сейчас у нас участники мониторинга руководствуются приказом ФНС России от мая 2021 года. Как вы оцениваете его эффективность? Планируются ли какие-либо изменения по нормативной базе, которая затрагивает вопросы системы внутреннего контроля для налогов?
Наш приказ по требованиям к организации системы внутреннего контроля мы используем с плательщиками уже несколько лет и наработали, я считаю, очень хорошую практику.

Мы стандартизировали перечень информации, которой обменивается налогоплательщик с налоговым органом, для того чтобы корректно оценивать уровень организации системы внутреннего контроля у плательщика. И мы готовимся, конечно, к следующему шагу, поскольку очень хотим от процесса сбора отчетности перейти непосредственно к процессу контроля и проверке эффективности тех контролей, которые реализованы на стороне плательщика.

Мы бы не хотели в ближайшее время менять положения самого приказа о требованиях к организации системы внутреннего контроля. Постараемся в рамках наших проектов документов, проектов новых сервисов сначала реализовать новые функциональные возможности, которые нам уже позволят в цифровом автоматизированном режиме проводить оценку системы внутреннего контроля. После того, как успешно пройдем пилотную апробацию этих новых сервисов, мы уже постараемся внести соответствующие корректировки с точки зрения нормативной правовой базы.
То есть получается, основное развитие будет касаться автоматизации контролей и автоматизации контрольных процедур, так?
Основное развитие мы видим в том, что мы все больше переходим на сервисы. Нам очень важно не просто получать информацию от плательщика, но обрабатывать и давать налогоплательщику обратную связь в отношении того, как мы интерпретировали то, что нам было представлено, как мы провели контроль в отношении документов, которые были представлены, и, соответственно, давать соответствующие результаты, выводы и где-то дополнительную аналитическую информацию для того, чтобы налогоплательщик мог использовать ее с точки зрения дальнейшего совершенствования своей системы или устранения тех ошибок или недостатков, которые мы выявили.
Все ориентировано не просто на автоматизацию, а на эффективный обмен информацией.
Тот информационный поток, который мы сейчас цифровизируем, нам необходим для того, чтобы по всем этим параметрам получать очень быструю обратную связь от налогового органа.
Связано ли это как раз со справочником налоговых контролей, который был опубликован на сайте ФНС России для обсуждения, чтобы компании готовились к новым требованиям?
На сайте налоговой службы в разделе «Налоговый мониторинг и расширенное информационное взаимодействие» опубликовали целый ряд справочников.

Мы начали с кодификации Налогового кодекса, опубликовали справочник статей и пунктов НК. Опубликовали также справочник строк налоговых деклараций и перечень видов налогов. Есть и новые справочники: это справочник видов документов, справочник контролей, справочник регистров.

Все эти справочники являются основой нормативной справочной информации, на которой мы строим наши программные сервисы уже для того, чтобы непосредственно взаимодействовать с плательщиком. В процессе взаимодействия двух систем очень важно нормализовать информацию, которая передается. Мы планируем все эти справочники актуализировать для того, чтобы у плательщика была возможность непосредственно в своих информационных системах их использовать. Соответственно, предоставляя данные в налоговый орган, плательщик уже будет уверен, что он использовал корректные коды и контролей, и регистров, и видов документов. И это в значительной степени облегчит мероприятия налогового контроля на стороне налогового органа.
Для системы внутреннего контроля предусмотрена регулярная оценка, аудит системы внутреннего контроля, в том числе вопросов ИT-системы, информационной безопасности. Как, по-вашему, лучше организовать этот процесс и кто должен проводить оценку и аудит системы внутреннего контроля?
Система внутреннего контроля — это очень важный для нас элемент налогового мониторинга, и мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы компания проводила аудит той системы, которую она выстроила, не только с точки зрения программных средств и автоматизированной системы, но и с точки зрения организационной системы. И, конечно, мы очень заинтересованы в том, чтобы компании проводили независимый внешний аудит своей информационной системы, поскольку незаинтересованному пользователю удается подчас выявить узкие места, на которые компании из-за перегруженности контекстом не обращают внимания. Это тоже очень важный момент для нас. Не все компании имеют такую возможность, но мы стараемся ориентировать на то, чтобы хотя бы с периодичностью в несколько лет такой аудит проводился. Согласно нашей методологии оценки системы внутреннего контроля, если проводится внешний аудит, то эта система признается более совершенной.
Федеральная налоговая служба проводит тестирования знаний налогоплательщиков по налоговому мониторингу. Это добровольная процедура, каждый может записаться. Какова цель этого тестирования для ФНС?
Изначально это тестирование разработано для налоговых органов, чтобы проверить качество знаний и компетенцию. Но компании также интересовались возможностью пройти такое тестирование, чтобы оценить уровень своих знаний. В прошлом и этом году мы проводили тестирование и среди налоговых органов, и среди плательщиков.
Цель тестирования — проверить знания по общим положениям по налоговому мониторингу и тем положениям, которые связаны с интеграционным тестированием и взаимодействием с нашей информационной системой.
Я считаю, что этот инструмент еще недостаточно активно используется и, пользуясь случаем, хочу обратить внимание плательщиков на эту возможность. В идеальной ситуации мы хотели бы каждого участника налогового мониторинга видеть в нашем учебном классе, чтобы убедиться, что компании не только отвечают всем нашим обязательным требованиям, но выделяют для работы с нами кадры, которые знают все нормативные правовые документы и требования в рамках налогового мониторинга.
То есть это самостоятельная проверка знаний, которая не имеет негативных последствий?
Это очень эффективный инструмент самоконтроля. Каждый специалист может прийти и себя протестировать, чтобы понять, где ему нужно что-то подтянуть с точки зрения нормативной базы. Тестирование проходит в течение часа, и результаты доступны участнику на экране сразу по всем разделам.
Понятно. В последнее время у всех на слуху концепция цифрового Налогового кодекса. Расскажите, пожалуйста, что это такое?
Очень интересная концепция. Сразу скажу, что мы не говорим сейчас прямо про цифровой Налоговый кодекс, но подходим к тому, чтобы те положения, которые содержит НК, потихоньку у нас оцифровывались.

Как я уже сказала, в этом году мы опубликовали справочники, на основе которых строятся наши сервисы информационного взаимодействия с плательщиками, и эти справочники как раз включают кодификацию положений Налогового кодекса, кодификацию строк налоговой отчетности, совмещенную уже непосредственно с кодификацией тех норм, положений, которые содержит НК.
Это очень важный шаг для того, чтобы те нормы, которые содержит каждая статья Налогового кодекса, мы могли в дальнейшем положить на алгоритмы, и эти алгоритмы могли быть уже исполнены в информационных системах плательщиков и налоговой службы.
Мы этот процесс запустили и очень надеемся, что нам удастся его реализовать максимально эффективно на обеих сторонах, поскольку в таком случае мы действительно сможем говорить о том, что приближаемся к концепции цифрового Налогового кодекса, когда все положения, которые у нас закреплены в НК, мы можем переложить на алгоритмы и непосредственно произвести уже автоматический контроль выполнения этих алгоритмов.

В большинстве случаев, конечно, мы не можем говорить про 100%-ную цифровизацию, и часть положений Налогового кодекса опирается на экспертные суждения, на экспертные оценки, где мы говорим о необходимости переключения уже на ручной контроль, на экспертный контроль. Но с той частью положений, которая действительно у нас ложится на алгоритмы, которую мы можем цифровизировать, мы уже начали работать.

В идеале нам бы хотелось, чтобы налоговый орган сосредоточился как раз только на экспертных вопросах, на тех положениях, которые у нас не поддаются в настоящий момент цифровизации, для того, чтобы все остальное как бы не отвлекало его внимание, и мы могли работать только с самыми важными вопросами, требующими нашего непосредственного вовлечения.
Все остальное будет проверять робот?
Будет проверять программа. Мы очень надеемся на это.
Мы знаем, что есть интерес к вступлению в налоговой мониторинг со стороны подразделений международных корпораций. В то же время ряд из них столкнулись сейчас определенными сложностями и отложили эту инициативу. Либо, если это текущие участники, они ограничены с точки зрения развития своих информационных систем, а налоговый мониторинг все-таки — это всегда про развитие и цифровизацию. Будет ли гибким подход налоговых органов с точки зрения реализации новых требований?
Мы стараемся учитывать текущую ситуацию, специфику, которая есть и у представителей международных компаний, и сделать процесс перехода на налоговый мониторинг и участие в нем гибкими. Был перенесен срок отмены использования телекоммуникационных каналов связи как способа информационного взаимодействия в рамках налогового мониторинга на 2026 год. Это дает определенный временной запас на подготовку таких плательщиков. Кроме того, по ряду положений Налогового кодекса мы предусмотрели альтернативные каналы взаимодействия с плательщиком и через информационные системы организаций, и через классические каналы, которые используют все крупнейшие плательщики.

Мы не требуем, чтобы все сервисы у компании были реализованы одномоментно. И не требуем одномоментного перехода на новую технологию информационного взаимодействия. Я надеюсь, что такой гибридный подход позволит компаниям, у которых нет возможности перейти на новую систему взаимодействия очень быстро, оставаться в налоговом мониторинге, реализовывать наши требования и потихоньку готовиться.
Как вы видите развитие налогового мониторинга в дальнейшем? Какое будущее его ждет?
Мы два года создавали интеграционную платформу, и сейчас участники налогового мониторинга уже становятся ее полноправными и полноценными пользователями. Это очень важный процесс для нас. Интеграционная платформа учитывает самые современные технологии информационного взаимодействия и построена на принципах быстрой обратной связи, быстрой машинной обработки информации.
В рамках интеграционной платформы мы запустили рабочее место участника налогового мониторинга. Это, скажем так, окошко в интеграционную платформу для налогоплательщика, и данное рабочее место мы развиваем уже с учетом потребностей плательщика.
На что мы нацелены? Мы нацелены через данное рабочее место представить налогоплательщику всю необходимую информацию для того, чтобы плательщик понимал в любой момент статус обработки своих документов, мог отправить любое обращение, мог направить заявки на дополнение наших справочников своей информацией, посмотреть статистику, сравнить себя с лучшими и со средним по отрасли.

Мы формируем очень хороший аналитический инструмент, для того чтобы налогоплательщик в каждый момент времени понимал статус своего участия в налоговом мониторинге, насколько хорошо и качественно он выстроил свое информационное взаимодействие, насколько хорошо работает его система внутреннего контроля. У нас очень большие планы на развитие интеграционной платформы, мы будем стараться максимально обогащать ее функциональные возможности.
Но в будущем налоговый мониторинг — это элитарный клуб или это общедоступный инструмент?
Мы очень надеемся, что общедоступный инструмент, и ориентируемся на очень широкий круг потенциальных участников налогового мониторинга. По сегодняшним оценкам, это более 20 тысяч компаний.
Марина Крашенинникова
Начальник Управления налогового мониторинга ФНС России
В 2006 году Марина окончила с отличием Тольяттинский государственный университет сервиса по специальности «Экономика и управление на предприятии», в 2022 году — двухгодичную магистерскую программу Европейского учебного института МГИМО МИД России «Комплексные исследования европейских (ЕС) и евразийских интеграционных процессов» по направлению подготовки «Экономика» (специализация «Экономика ЕС»).

Основные задачи Управления налогового мониторинга ФНС России:
Организация и координация проведения налоговыми органами налогового мониторинга.
Методологическое и организационное обеспечение работы налоговых органов по вопросам осуществления налогового мониторинга.
Контроль качества осуществления налоговыми органами налогового мониторинга.
Анализ и обобщение результатов работы налоговых органов при осуществлении налогового мониторинга.
Методологическое обеспечение работы налоговых органов по вопросам, связанным с автоматизацией налогового мониторинга, определение путей и способов цифровизации налогового контроля в форме налогового мониторинга.
Развитие расширенного информационного взаимодействия между налоговыми органами и плательщиками при проведении налогового мониторинга с последующей интеграцией функции государственного налогового контроля в корпоративные информационные системы плательщиков.
Расширение практики применения при проведении налогового мониторинга риск-ориентированного подхода, направленного на проверку высокорисковых операций плательщиков с учетом отраслевой специфики.
Эффективное внедрение, обеспечение стабильной работы и результативности технологических процессов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, и закрепленных за Управлением решением руководителя Федеральной налоговой службы.

Вам может быть интересно

Оцифровка рубля
string(61) "/upload/iblock/455/7fi1ne4eof3we03fuau9tj3bcguyzpwo/share.jpg"
Мы используем файлы cookie, необходимые для работы сайта, а также аналитические cookies. Вы можете ознакомиться с Политикой использования файлов-cookies.