В 2022 году, по сведениям крупнейших российских банков, населению было реализовано более 75 тонн золота в слитках. За счет каких мер государству удалось стимулировать внутренний спрос на этот драгметалл, как работает рынок золота в Индии, Турции и Австралии и какие перспективы у российского рынка, рассказывают Наталья Величко, партнер, руководитель практики по работе с предприятиями металлургической и горнодобывающей отрасли, и Георгий Пучнин, заместитель директора группы рыночных исследований Kept.
Российский рынок золота в 2022 году
Другим важным нововведением является прямое разрешение субъектам добычи и производства драгоценных металлов осуществлять их продажу в общем порядке, которое в конце декабря появилось в Федеральном законе № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» № 596-ФЗ от 29 декабря 2022 года, начиная с 1 апреля 2024 года, от уплаты НДС при реализации драгметаллов физическим лицам будут освобождены аффинажные заводы и организации, изготавливающие банкноты и монету Банка России.
Однако на сегодняшний день все еще не определены два критичных параметра процесса прямого обращения драгоценных металлов, в частности золота, между производителями и широкой публикой: требования к инвестиционным драгметаллам, которые могут быть реализованы физическим лицам, — другими словами, их вид и форма; а также порядок их оборота, то есть возможные каналы сбыта аффинажных заводов и иные аспекты взаимодействия с покупателями. Есть существенные пробелы в отношении процедуры обратного выкупа таких приобретений у населения и способов их хранения. Немаловажно, что в последние год-два значительные усилия были направлены в сторону токенизации драгметаллов — перевод их оборота в цифровое пространство. В данный процесс вовлечены крупные производители, и не до конца понятно какую роль цифровые финансовые активы будут играть с точки зрения каналов сбыта аффинажных заводов: будет ли это дополнительным способом осуществления прямых продаж, конкурирующим продуктовым предложением или же абсолютно отличным инструментом — со своими отличительными чертами и нюансами обращения. Помочь пролить свет на то, как будет организован сбыт золота производителями населению без посредников, может изучение особенностей функционирования его рынков в некоторых странах, где такие сделки активно практикуются.
Индия
В Индии золото исторически является важнейшим элементом культурной традиции — отсюда значимое преобладание ювелирных изделий в структуре потребления металла (600 из 774 тонн по итогам 2022 года). Золотые украшения представляют собой неотъемлемую часть фестивальных мероприятий, их также дарят на свадьбах, которые принято праздновать с размахом и большим количеством гостей. Что касается золота в слитках, оно, как правило, рассматривается в качестве инструмента инвестиций — например, для защиты сбережений от инфляции, но в то же время в Индии небольшие слитки также зачастую преподносятся как подарки на церемониях обручения, свадьбах или иных значимых событиях.
Для некоторых индийских производителей продажи золота напрямую населению — это стандартная практика: приобрести слитки онлайн можно на сайтах двух крупных индийских аффинажных заводов — Bangalore refinery и MMTC PAMP; часть переработчиков располагают своими собственными розничными точками. Розничная наценка на продукцию аффинажных заводов варьируется в диапазоне 2−8% — в зависимости от веса и места фактической реализации. Приобретение слитков и других изделий напрямую у производителей, как правило, позволяет покупателю обеспечить себе более дешевую цену. В то же время за счет исключения посредников из цепочки продаж повышается маржинальность аффинажных заводов. В целом в Индии отмечается способность производителей вести конкуренцию с ювелирными магазинами: за последние годы доля последних на рынке золота снизилась с 90% до 80−85%.
Что касается ассортимента продукции, реализуемой аффинажными заводами широкой публике, в большинстве своем — это так называемые слитки мелкой чеканки (англ. small minted bars) 999-й пробы. Типовые веса таких слитков — 2, 5, 8, 10, 50 и 100 грамм, наиболее популярны 5- и 10-граммовые изделия, которые, как правило, в дальнейшем используются в качестве подарков.
На сегодняшний день за регулирование оборота золота в Индии отвечают Резервный банк Индии, Министерство финансов, Министерство торговли и промышленности, Бюро индийских стандартов (Bureau of Indian Standards) и еще несколько министерств. При этом единый отраслевой свод регуляторных норм пока отсутствует — они фрагментированы и распространяются лишь на отдельные сегменты рынка, в частности в последние годы внимание уделялось развитию банковских инвестиционных продуктов, биржевой торговли и системы стандартизации, а также механизмам стимулирования населения «монетизировать» свои накопления в золоте (в рамках инициативы Gold Monetisation Scheme). Ни один из существующих регулирующих документов не ограничивает продажи золота аффинажными заводами напрямую населению. В то же время в 2018 году было объявлено о том, что будет сформулировано единое Регулирование рынка золота (Gold Policy), нацеленное на развитие использования золота как класса активов, — потенциально в нем будет систематизирован порядок обращения на всех этапах создания стоимости.
Турция
Основным каналом продаж инвестиционного золота производителями напрямую физическим лицам является Интернет: например, золото в слитках пробы 999 и 995, а также в форме монет возможно приобрести на сайтах таких крупных аффинажных заводов, как GramAltin, Nadir и Harem. Вес слитка может составлять 0,5, 1, 2,5, 5, 10, 20, 30, 50, 100, 250, 500 грамм или же 1 кг.
Ключевыми органами, регулирующими рынок золота в Турции, являются Министерство казначейства и финансов, Министерство торговли и Центральный банк. В Коммюнике Министерства казначейства и финансов №: 2023/1 о «Стандартах качества драгоценных металлов и их обработке» от 23 февраля 2023 года приведены требования к золоту, производимому на аффинажных заводах, а также описаны основные положения относительно процессов создания перерабатывающих предприятий, их эксплуатации и контроля. Кроме того, в статье 9 Коммюнике перечислены виды деятельности, которые могут осуществляться заводами, и среди них не содержится ограничений в отношении реализации слитков напрямую населению. При этом производителям запрещено предлагать рынку финансовые продукты на основе золота и принимать участие в спекулятивных операциях, не предполагающих передачу прав на физическое золото.
Австралия
Золотые слитки Perth Mint возможно приобрести онлайн непосредственно на сайте аффинажного завода. Изделия представлены в форме монет, литых и чеканных слитков. Веса предлагаемых к продаже литых слитков — 1, 5, 10 унций, а также 1 кг. Чеканные слитки обладают декоративным оформлением (орнамент с изображением кенгуру), ассортимент их весов — 1, 5, 10, 20, 50, 100 грамм.
ABC Refinery реализует золото населению через собственную онлайн-платформу — ABC Bullion. Ассортимент включает в себя золото пробы .999 в литых слитках весом от 50 грамм до 1 кг и в «таблетированных» чеканных слитках весом 1, 5, 10, 20, 50 и 100 грамм. Кроме того, на сайте возможно приобрести слитки, вес которых составляет 400 тройских унций, или более 11 кг.
В Австралии сделки по продаже золота регулируются правительственным Департаментом промышленности, науки и ресурсов — через Национальный закон об измерениях 1960 года (National Measurement Act) и Национальным регулированием измерений в торговле 2009 года (National Trade Measurement Regulations). Для реализации инвестиционного золота в слитках (и в физической форме) не требуется лицензия на оказание финансовых услуг, таким образом никаких специфичных ограничений, кроме следования вышеупомянутым законам, на транзакции между аффинажными заводами и физическими лицами не накладывается.
Перспективы для российских производителей
Реалии российского рынка таковы, что наблюдаемое рядовым потенциальным инвестором в драгоценные металлы предложение было исторически ограничено банковскими продуктами, а ювелирные магазины не рассматривали сувенирные слитки в качестве приоритетной категории продаж. Поэтому, опираясь на опыт других стран, чтобы привлечь дополнительный поток клиентов, приобретающих слитки (прежде всего чеканные) в качестве памятных подарков, аффинажным заводам необходимо будет расширять свой ассортимент изделиями с новыми формами, весами и декорированием. Учитывая тот факт, что Россия входит в тройку мировых производителей золота, либерализация его внутреннего рынка также может способствовать притоку розничных инвесторов из других стран, где традиционно наблюдается большая предрасположенность к золоту.