Новые налоговые реалии: как эксперты Kept оценивают изменения 2024 года?

25 декабря 2024
15 мин.
Новые налоговые реалии: как эксперты Kept оценивают изменения 2024 года? - изображение
В 2024 году 25-летие Налогового кодекса совпало с самыми серьезными налоговыми изменениями за последние десятилетия. Судить о сбалансированности этих решений можно будет по результатам 2025 года и последующих лет, когда будет видна реакция налогоплательщиков на повышение нагрузки. Но некоторые выводы можно сделать уже сегодня.

В новый год с новыми налоговыми правилами

В течение всего 2024 года мы наблюдали трансформацию условий ведения бизнеса России — от объявленной президентом в феврале модернизации налоговой системы до принятия все новых и новых законов вплоть до самого конца ноября.
Нина Гулис
Партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept
Изменения налоговой системы являются не просто масштабными, а стратегическими, установившими новые налоговые реалии для бизнеса на ближайшую перспективу.
Кроме того, с 2024 года вступили в силу значимые изменения налогового законодательства. Бизнес ощутил последствия правовой вехи в виде внесения всех западных стран в «список офшоров» и приостановки соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН). С 2024 года начали применяться самые серьезные изменения ТЦО-регулирования с момента его введения в 2012 году. А ФНС официально признала «разрыв связи» с налоговыми органами 27 стран ЕС.

Как и в 2023 году, изменения 2024 года позволят обеспечить бюджетную систему дополнительными налоговыми доходами. Цель, которую преследовал законодатель, — переложить налоговое бремя в сторону тех, у кого более высокие доходы. Незатронутыми остались разве что самозанятые, льготный режим для которых обещали не менять до 2028 года.
Основным бенефициаром налоговых изменений станет федеральный бюджет. Все дополнительные доходы от повышения НДФЛ и налога на прибыль пойдут в центр — иначе вырастет разрыв между богатыми и бедными регионами. В июле Минфин оценивал общую сумму дополнительных доходов от налоговых изменений в ₽2,6 трлн в 2025 году. Но эта сумма не включает эффект от принятых впоследствии изменений. В частности, радикального повышения утилизационного сбора на автомобили и налога на прибыль «Транснефти» с 20% до 40%.
Михаил Орлов
Партнер, руководитель департамента налогового и юридического консультирования Kept
Главной проблемой отечественной налоговой системы является не количество налогов и не ставки по ним, а нестабильность и непредсказуемость. Без налоговой предсказуемости невозможно вдолгую планировать инвестиции, рассчитать экономическую обоснованность больших инфраструктурных проектов. Хочется верить, что принятые в 2024 году новые параметры налоговой системы останутся неизменными на длительный срок.

Новые стимулы для инвестиций

Россия в числе стран с наиболее низким налогообложением прибыли компаний. Крупный бизнес был не против повышения налога на прибыль в обмен на расширение налоговых вычетов за инвестиции и отказ от резких изъятий вроде налога на сверхприбыль и «курсовых» экспортных пошлин. В ситуации экстремальной внешней нестабильности крайне важна предсказуемость ключевых параметров реализации проектов.

Минэк прогнозирует рост инвестиций в основной капитал в среднем на 2,1−3,3% в год в 2025−2027 годы (по итогам 2024 года ожидается 7,8%). Основным источником роста выступит частная предпринимательская инициатива.

Вместе с повышением до 25% налога на прибыль и рентных налогов для отраслей с рентабельностью существенно выше средней по экономике правительство бессрочно продлило инвестиционный налоговый вычет (ИНВ) и режим региональных инвестиционных проектов (РИП). Появится новый федеральный инвестиционный налоговый вычет (ФИНВ). Вплоть до конца октября длилась интрига, какими будут его окончательные параметры.

Впервые условия налоговой льготы зависят от того, сколько на нее заложили бюджетных денег. На ФИНВ в 2025 году выделили ₽150 млрд — примерно 9% от ₽1,6 трлн запланированных доходов от повышения налога на прибыль.
«На вычет может претендовать ограниченный круг отраслей из всего многообразия. Можно будет учесть всего 3% годового объема инвестиций (при том что в Налоговый кодекс заложили лимит в 50%) в машины, оборудование и "исключительные права на изобретение, полезную модель или промышленный образец". Новый вычет не смогут применять участники соглашений о защите и поощрении капвложений (СЗПК) и его нельзя совмещать с региональным инвествычетом (РИП). Хорошая новость — вычет можно будет передать другим компаниям группы. Дополнительными поправками получателям ФИНВ все-таки разрешили амортизационную премию и классическую амортизацию. В ином случае вычет не был бы столь полезен бизнесу», — объясняет Нина Гулис.

Тренд на повышение налогов несомненно сохранится в ближайшей перспективе. В этой связи максимально актуальна «налоговая стабилизационная оговорка» — гарантия неухудшения налоговых условий для реализации инвестпроекта или предоставляемых налоговых льгот. Такая страховка предусмотрена в частности для участников специальных инвестконтрактов (СПИК), соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) и особых экономических зон (ОЭЗ). Механизм стабилизации уже был протестирован в 2023 году в рамках СЗПК — тогда налог на сверхприбыль не затронул участников СЗПК.
Наталья Никитина
Директор департамента налогового и юридического консультирования Kept
Для инвесторов, осуществляющих вложения в крупные проекты и заключивших СЗПК в 2024 году, «налоговый эффект» от стабилизации ставки по налогу на прибыль может составлять миллиарды рублей.
Дополнительно государство ввело новые стимулы закупать российское оборудование и софт. Компании смогут учесть расходы на высокотехнологическую продукцию из списка правительства (расширен до более 60 позиций) и российский софт и базы данных из реестра Минцифры с коэффициентом 2 (вместо 1,5). Снимается ограничение по видам НИОКР, по расходам на которые применяется повышающий коэффициент 2.

Поддержка ИT-бизнеса даже с учетом повышения с 2025 года налога на прибыль с 0% до 5% и страховых взносов остается беспрецедентной. Льготы сделали более адресными, сфокусировав их на российском ИT-секторе и поддержке именно отечественных разработок. В то же время 3 марта истекает мораторий на выездные налоговые проверки ИT-компаний, а Минфин планирует оценить эффективность преференций после заявления мэра Москвы Сергея Собянина о том, что 87,5% сэкономленных на налоговых льготах средств ИT-компании Москвы направили «не в развитие бизнеса, а на выплату дивидендов либо накопление прибыли».

Повышение налога на зарплаты

Переход от условной «прогрессии» со ставками 13/15% к полноценной 5-ступенчатой шкале НДФЛ основывался на принципе платежеспособности — «те, у кого больше доходов, должны вносить бо́льший вклад».

Минфин предложил разумную шкалу ставок, которые к тому же будут применяться не ко всему доходу, а к сумме превышения. Условия останутся конкурентоспособными по сравнению с соседними странами, чтобы избежать перетока кадров и сокрытия доходов.

Воспримет ли общество новую налоговую систему как «справедливую», зависит от качества государственных услуг и понимания, на какие социальные блага пошли дополнительные налоги.

Рост НДФЛ затронет 3,2% работающих россиян, оценивал Минфин. Но закон не предусматривает регулярную индексацию сумм доходов для применения повышенных ставок. Без этого через несколько лет под высокие ставки налогов подпадает весь средний класс, предупреждал Российский союз промышленников и предпринимателей.
Свыше трети (36%) компаний не планируют ничего предпринимать в связи с повышением НДФЛ. Лишь 24% работодателей готовы возместить сотрудникам рост НДФЛ с 2025 года, показал опрос Kept среди 119 компаний из 20 отраслей в октябре 2024 года. Остальные респонденты не определились с планами на момент опроса.
«Прогрессия» не затронет пассивные доходы российских резидентов: дивиденды, доходы по вкладам, страховым и пенсионным продуктам, от операций с ценными бумагами и от продажи долей участия в российских обществах. «Сохранение двухступенчатой шкалы с максимальной ставкой 15% к дивидендным доходам может стимулировать работающих собственников крупных организаций получать больше дивидендов вместо вознаграждения за работу», — считает партнер Kept Донат Подниек.

В случае повышения НДФЛ на дивиденды государство рисковало бы, наоборот, потерять сборы. Дело в том, что в большинстве СИДН России с «дружественными» странами ставка на дивиденды — 10%, в ОАЭ подоходный налог вовсе отсутствует. В случае серьезного повышения налога в России бизнесменам будет достаточно провести за рубежом более 183 дней в году и, утратив российское резидентство, применить пониженную ставку или вовсе не платить налог.

Сохранение ставок 13/15% на пассивные доходы стимулирует компании поощрять сотрудников акциями и программами страхования жизни. «В основном опционные программы предназначены для топ-менеджмента и ключевых работников, но ИT- или финтех-компании, в частности, расширяют программы долгосрочной мотивации на новые категории сотрудников», — отмечает директор департамента налогового и юридического консультирования Kept Ольга Жирова.
Идея ввести необлагаемый налогом минимум доходов (например, есть в Германии) не нашла поддержки законодателя. Освобождение от НДФЛ зарплат ниже МРОТ приведет к «катастрофическим» выпадающим доходам регионов, причем наименее обеспеченных, где низкие зарплаты, объяснял Минфин, и никакое расширение «прогрессии» не компенсировало бы эти потери.

Вместо необлагаемого минимума появится «налоговый кэшбек» для нуждающихся. В 80% малоимущих домохозяйств в России воспитываются дети, говорят данные Росстата. Часть уплаченного НДФЛ вернут каждому из официально трудоустроенных родителей двух и более детей, если среднедушевой доход в семье не превышает 1,5 прожиточных минимума. Правительство впервые отказалось от традиционного подхода, когда критерием нуждаемости был 1 прожиточный минимум. Помимо уровня дохода будет учитываться обеспеченность имуществом.

Для всех работающих родителей повысили вычет на второго ребенка с 1400 до 2800 рублей, на третьего и последующих — с 3000 до 6000 рублей. Вычет на единственного ребенка останется прежним — 1400 рублей. Этот вычет не индексировался с 2016 года, хотя накопленная с тех пор инфляция выше 60%.

Подорожает «абонемент» для владельцев зарубежных структур

В логике концепции «у кого больше доходов, тот должен платить больше» правительство повысило фиксированный налог владельцев контролируемых иностранных компаний (КИК). С 2020 года они могли платить ₽5 млн независимо от количества и прибыли компаний и не отчитываться по ним. По данным ФНС, на «абонемент» перешли порядка 585 бизнесменов. Сначала Минфин планировал обязать владельцев зарубежных структур платить в бюджет ₽5 млн с каждой КИК независимо от их количества. Это вызвало сопротивление бизнес-сообщества, ведь из-за санкций многие КИК в «недружественных» странах невозможно ликвидировать. В результате максимальный размер фиксированного платежа ограничили ₽25 млн для пяти и более КИК. Бизнесмены смогут заявить в ФНС о прекращении участия в КИК, если за рубежом над организацией ввели внешнее управление.
Донат Подниек
Партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept
Некоторые контролирующие лица рассматривают возможность перехода на обычный режим. Помимо этого мы видим, что клиенты более критично смотрят на свои зарубежные компании на предмет их необходимости и рассматривают возможность ликвидации ненужных компаний.

Что изменилось для нефтегазовой отрасли

Налоговые изменения, вступившие в силу в 2024 году, в незначительной степени затронули нефтегазовую отрасль. Фактически повышение налогового бремени коснулось только группы «Газпром» за счет уплаты надбавки к сумме НДПИ в размере ₽50 млрд в месяц.

«Налоговые изменения для нефтегазовой отрасли 2024 года носили более масштабный и комплексный характер. Одной из основных целей было аккумулирование дополнительных доходов бюджета», — прокомментировала партнер Kept Олеся Никифорова.

В частности, в конце ноября был повышен налог на прибыль для группы «Транснефть» с 20% до 40% на шесть лет. Минфин рассчитывает на дополнительные поступления ₽20−40 млрд в год в зависимости от размера прибыли группы. Также была повышена до 40% (а не до 34% как ранее планировалось) ставка налога на прибыль для новых морских месторождений, более 50% площади которых расположено в российской части дна Каспийского моря. В то же время для группы «Газпром» была досрочно отменена надбавка на НДПИ.

«Другие поправки были направлены на адаптацию налогообложения к изменениям экономической конъюнктуры, а также сохранение и увеличение государственной поддержки компаний нефтегазовой отрасли», — продолжила Олеся Никифорова.
В частности, изменения коснулись формулы расчета цены на нефть, на основании которой рассчитываются рентные налоги. Формула, применимая с 2025 года, будет основана на конкретных котировках нефти марки Urals в российских портах (Приморск, Новороссийск, Козьмино). Она заменит планируемые ранее к применению показатели расчета цены на нефть, а также действовавшую в 2023 году формулу «Brent минус дисконт».

Государство продолжает политику по стимулированию освоения запасов, в том числе трудноизвлекаемых. Так, с 2028 года обнулится ставка НДПИ на добычу природного газа и газового конденсата из ачимовских и юрских продуктивных отложений на Ямале, а также будет продлена возможность применения нулевой ставки НДПИ на нефть, добытую из баженовских продуктивных отложений. Кроме того, устанавливается нулевая ставка по НДПИ при добыче газа горючего природного и газового конденсата, используемых исключительно для производства аммиака и (или) водорода. В то же время вводится акциз на газ природный, приобретаемый для производства аммиака.

Более того, в конце года нефтеперерабатывающим заводам, которые заключили с Минэнерго соглашения о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей и (или) инвестиционные соглашения, продлили меры налоговой поддержки. При этом своевременная модернизация нефтепереработки стимулируется не за счет увеличения обратного акциза или инвестнадбавки, а за счет возможности сохранения обратного акциза в полном объеме и продления срока применения инвестнадбавки.

Пространство для налоговых маневров сужается

На 2024 год у ФНС и ФТС было «мобилизационное задание» на ₽0,5 трлн — на столько должны были вырасти налоговые и таможенные сборы только за счет усиления администрирования без учета законодательных изменений. ФНС ожидает рост налоговых сборов почти на 19% по итогам 2024 года до ₽55,6 трлн.

Зрелость системы налогового администрирования и мощные ИT-решения ФНС не оставляют сомнений, что попытки уйти от налогов обернутся доначислениями. После информационной кампании против «дробления» в виде громких уголовных дел государство объявило амнистию для предпринимателей, готовых начать работать «вбелую». В законодательстве впервые закрепили понятие «дробление» бизнеса. Снизить аппетиты бизнеса к «дроблению» призвано повышение до ₽450 млн лимита доходов по УСН, а также обязанность предпринимателей на спецрежиме с выручкой от ₽60 рублей платить НДС.
Иларион Леметюйнен
Партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept
В свете повышения налоговой нагрузки еще более актуален и переход на налоговый мониторинг. Организации, выбравшие новый способ налогового контроля, освобождены от традиционных камеральных и выездных проверок, могут избежать штрафов и снизить пени.
«Предпроверочный анализ», когда налогоплательщиков понуждают «добровольно» уточнить свои обязательства и доплатить в бюджет, стал основной формой контроля, а назначение выездной проверки — экстраординарной мерой. За январь — октябрь было всего 3 480 выездных проверки на всю страну.

Сборы до выездных проверок превышают 60% всех поступлений по результатам контрольной работы. Налогоплательщики сами увеличили свои обязательства на ₽128,6 млрд после запросов налоговой, что на 40,5% больше, чем в 2023 году.

Правила «предпроверочного анализа» до сих пор по-прежнему не урегулированы Налоговым кодексом — налоговые органы не ограничены ни в сроках, ни в источниках сбора необходимой информации.

После «модернизации налоговой системы» предполагается, что ее основные параметры будут зафиксированы до 2030 года. Но если на неизменность базовых ставок еще можно рассчитывать, то в отсутствие всевозможных «донастроек» поверить сложнее, чем в Деда Мороза. В условиях возрастающих потребностей бюджета остается только надеяться, что 2025 год обойдется без очередного повышения налогов. Это могло бы стать для многих заветным новогодним желанием. Но определенно, скучать в новом году нам не придется.
Источники фото внутри публикации: 1, 4 – пресс-служба Госдумы/сайт duma.gov.ru; 2, 3 – фото предоставлены Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ); 5 – Московский финансовый форум 2024 (https://mff.minfin.ru/gallery/18-10-nalogovaya-sistema-2025-kurs-na-spravedlivost/).

Вам может быть интересно

string(76) "/upload/iblock/887/kvvzox8gq73op981dceoqqd094qe2ces/Oblozhka_dlya_ssylok.jpg"
Мы используем файлы cookie, необходимые для работы сайта, а также аналитические cookies. Вы можете ознакомиться с Политикой использования файлов-cookies.