На прошлой неделе Великобритания объявила о прекращении обмена налоговой информацией с Россией. В краткосрочной перспективе российские налоговые органы не смогут получать информацию о принадлежащих россиянам банковских счетах, открытых в этой стране. Однако живущим в Англии гражданам России и российским налоговым резидентам радоваться отсутствию налогового контроля со стороны ФНС едва ли стоит. Причины и последствия такого шага Великобритании объясняет Донат Подниек, партнер Департамента налогового и юридического консультирования.
Отказ Великобритании от обмена налоговой информацией с Россией не вызывает удивления, потому что начиная с 2019 года она отказывается от осуществлений автоматического обмена финансовой информацией. Такой обмен был осуществлен только один раз — в 2018 году в отношении данных за 2017 год.
В силу прямых ограничений, установленных валютным законодательством РФ, отсутствие обмена налоговой информацией между двумя странами существенно сократило возможности российских граждан, проживающих преимущественно в РФ, использовать свои счета в банках Великобритании для осуществления валютных операций. Российское законодательство строго ограничивает список операций, доступных гражданам России и иностранным гражданам с видом на жительство в РФ, с иностранными лицами через счета в зарубежных банках, находящихся в странах, не являющихся членами ЕАЭС или не осуществляющих автоматический обмен информацией.
Донат Подниек
Партнер департамента налогового и юридического консультирования
На прошлой неделе Великобритания объявила о прекращении обмена налоговой информацией с Россией. В краткосрочной перспективе российские налоговые органы не смогут получать информацию о принадлежащих россиянам банковских счетах, открытых в этой стране. Однако живущим в Англии гражданам России и российским налоговым резидентам радоваться отсутствию налогового контроля со стороны ФНС едва ли стоит. Причины и последствия такого шага Великобритании объясняет Донат Подниек, партнер Департамента налогового и юридического консультирования.
Отказ Великобритании от обмена налоговой информацией с Россией не вызывает удивления, потому что начиная с 2019 года она отказывается от осуществлений автоматического обмена финансовой информацией. Такой обмен был осуществлен только один раз — в 2018 году в отношении данных за 2017 год.
В силу прямых ограничений, установленных валютным законодательством РФ, отсутствие обмена налоговой информацией между двумя странами существенно сократило возможности российских граждан, проживающих преимущественно в РФ, использовать свои счета в банках Великобритании для осуществления валютных операций. Российское законодательство строго ограничивает список операций, доступных гражданам России и иностранным гражданам с видом на жительство в РФ, с иностранными лицами через счета в зарубежных банках, находящихся в странах, не являющихся членами ЕАЭС или не осуществляющих автоматический обмен информацией.
Кроме того, ФНС перестала ежегодно получать в автоматическом режиме информацию, в частности, о доходах на счетах физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, в банках на территории Великобритании. Наличие обмена позволяло российским налоговикам выявлять нарушения налогового и валютного законодательства РФ, доначислять налог на ранее скрываемые гражданами России доходы, привлекать граждан и налоговых резидентов РФ к ответственности за сокрытие информации об их счетах и доходах в Великобритании, а также об их КИК, чьи счета были открыты в английских банках.
Например, информация за 2017 год, полученная из Великобритании в рамках автоматического обмена, охватила широкие массы налогоплательщиков, и с конца 2020 года наблюдался существенный рост налоговых проверок физлиц на основании этой информации. Автоматический обмен вскрыл множество случаев невыполнения требований о декларировании зарубежных счетов и доходов. Отказ Великобритании от него в последующие годы не дал российским налоговым органам возможности получить информацию по такому же широкому списку налогоплательщиков.
Но у ФНС оставалась возможность проводить проверки с использованием информации, полученной из Великобритании на основании запросов, которые можно было составлять с учетом данных, в том числе, полученных за 2017 год. Объявление 17 марта 2022 года финансового секретаря казначейства Великобритании о замораживании налогового взаимодействия с Россией путем приостановления всех вариантов обмена налоговой информацией означает полный отказ Великобритании от обмена финансовой и налоговой информацией с РФ.
Это значит, что ФНС не сможет даже в рамках индивидуальных запросов получить официальную информацию от налоговых органов Великобритании о счетах и доходах налоговых резидентов РФ в банках и других финансовых организациях этой страны на основании конвенции об избежании двойного налогообложения и конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам.
В своем заявлении британский чиновник объясняет заморозку налогового взаимодействия, помимо политических причин, нежеланием способствовать тому, чтобы Россия получила экономическую выгоду. В контексте обмена информацией это означает нежелание способствовать повышению собираемости налогов в РФ и взиманию штрафов за нарушение налогового и валютного законодательства.
Таким образом, Великобритания фактически создает благоприятные условия для уклонения физических лиц от выполнения своих обязательств по российскому налоговому и валютному законодательству в отношении счетов и доходов в Великобритании. Для налогоплательщиков данное изменение в краткосрочной перспективе означает, что у российских налоговых органов сужаются возможности для выявления нарушений налогового и валютного законодательства в отношении счетов и доходов в Великобритании.
Однако необходимо учитывать, что у налоговых органов есть и иные источники информации (например, отчетность физических лиц за предыдущие годы, информация из российских банков и т.п.), а при нормализации взаимоотношений между странами обмен финансовой информацией, включая автоматический обмен, должен восстановиться. Соответственно, в будущем допущенные нарушения могут выявляться, а налогоплательщики могут быть привлечены к административной, налоговой и уголовной ответственности и уплате неуплаченного налога.
Учитывая деградацию отношений между Россией и ОЭСР, в рамках деятельности которой была принята многосторонняя конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам (на основе которой работал автоматический обмен финансовой информацией), а также геополитическую обстановку, велика вероятность того, что страны ЕС и ряд других государств также решат заморозить налоговое взаимодействие с Россией. То есть ранее описанные последствия будут относиться к доходам и счетам физических лиц не только в Великобритании (КИК со счетами в Великобритании), но в соответствующих других странах.
Необходимо также отметить, что отказ от налогового взаимодействия с Россией означает, что она на взаимной основе также не будет передавать в Великобританию данные о счетах и доходах налоговых резидентов Великобритании в РФ.
По мнению финансового секретаря казначейства Великобритании, данное последствие не должно серьезно повлиять на возможность налоговых органов этой страны выявлять налоговые нарушения своих налоговых резидентов в отношении доходов, полученных в России, за счет информации, которую Великобритания планирует получить от других стран — партнеров по соглашениям об обмене информацией. Но если примеру Великобритании последует большое количество других стран, то возможности получения от них информации в отношении российских счетов и доходов налоговых резидентов Великобритании будут существенно ограничены.
У нас еще много интересных материалов...
Спасут ли российские острова в идеальный шторм?
Александр Токарев о новом законе, открывшем доступ в САР для российских компаний
«Мы исходим из того, что налогообложение должно быть справедливым»
Интервью с Алексеем Сазановым, заместителем министра финансов Российской Федерации
К чему приведет пересмотр налогового соглашения России и Швейцарии
Александр Токарев о последствиях изменения действующего СИДН между странами
Донат имеет большой опыт работы с российскими и зарубежными компаниями, а также с состоятельными физическими лицами в сфере налогового, миграционного, трудового и валютного законодательства.
Основные проекты Доната включают: разработку и внедрение различных программ вознаграждения в России, налоговую оптимизацию компенсационных пакетов работников и механизмов выплат доходов, адаптацию глобальных политик международных компаний к российским условиям, а также налоговое планирование состоятельных физических лиц и членов их семей в России и за рубежом.
Также Донат обладает значительным практическим опытом работы с российскими налоговыми органами по вопросам индивидуального налогообложения.