Array Индустрии | Интервью
15 мин.

«Чтобы найти сегодня экскаватор или бульдозер, надо очень серьезно постараться»

08.06.2022 Финансы

Максим Калинкин

Генеральный директор Группы «Газпромбанк Лизинг»

Максим Калинкин

По итогам прошлого года Группа «Газпромбанк Лизинг» показала впечатляющие результаты. Объем нового бизнеса вырос более чем в два раза, а лизинговый портфель на начало 2022 года достиг рекордных 461,5 млрд рублей. Это был первый полноценный год Максима Калинкина в качестве CEO компании. В отрасли он работает более 20 лет, а в Группе «Газпромбанк Лизинг» с 2010 года. Как текущая ситуация повлияет на бизнес в этом году? Какова стратегия адаптации к изменившейся среде и что будет со стоимостью лизинга в стране? На эти и другие вопросы Максим Калинкин ответил в интервью партнеру Алексею Колосову.

«Газпромбанк Лизинг» очень хорошо закончил 2021 год. Сегодня обстоятельства вносят существенные коррективы. В каком состоянии находится компания?

Вы правы, прошлый год был для нас прорывным, мы стали одним из лидеров рынка. Откровенно говоря, не ожидали таких результатов. Закончили год с объемом портфеля 272 млрд рублей, в 2020 году было всего 117 млрд. Первый квартал 2022 года также оказался успешным — объем нового бизнеса составил 102,5 млрд, что более чем в три раза больше, чем за аналогичный период 2021 года. Портфель же превысил 530 млрд рублей.

Конечно, жизнь вносит коррективы. Изначально мы планировали небольшой рост по итогам 2022 года — в пределах 10–15%. Мы и сейчас не отказываемся от развития, но давать какие-то прогнозы в ситуации такой неопределенности сложно. Важно, что мы ни на день не останавливали бизнес и не собираемся этого делать.

Что касается планов, то будем смотреть на итоги первого полугодия. Несмотря на события последних месяцев, наш рост продолжается. Объективно говоря, мы, как и весь рынок, еще не до конца прочувствовали все последствия, потому что прошедшее время — достаточно короткий отрезок для такого крупного финансового рынка, как лизинг. А он все-таки является вторым по величине финансовым рынком России после банковского кредитования. Показательным будет летний период, но серьезного падения бизнеса мы не ждем.

Вы вносили изменения в политику андеррайтинга по корпоративной и розничной части с учетом изменившихся экономических условий? Как меняются ваши подходы к оценке рисков?

Мы, наверное, находимся в более выгодном положении, чем остальные игроки. У нас надежный акционер. Также наш системный риск-менеджмент последние несколько лет играл достаточно серьезную роль в стратегии развития, а в кризисный период вышел на первый план.

Мы закончили 2021 год с объемом портфеля 272 млрд рублей, в 2020 году было всего 117 млрд. Портфель же за первый квартал 2022 года превысил 530 млрд рублей.

Конечно, жизнь вносит коррективы. Изначально мы планировали небольшой рост по итогам 2022 года — в пределах 10–15%.

Мы и сейчас не отказываемся от развития, но давать какие-то прогнозы в ситуации такой неопределенности сложно. Важно, что мы ни на день не останавливали бизнес и не собираемся этого делать.

Что касается планов, то будем смотреть на итоги первого полугодия. Несмотря на события последних месяцев, наш рост продолжается. Объективно говоря, мы, как и весь рынок, еще не до конца прочувствовали все последствия, потому что прошедшее время — достаточно короткий отрезок для такого крупного финансового рынка, как лизинг. А он все-таки является вторым по величине финансовым рынком России после банковского кредитования.

Показательным будет летний период, но серьезного падения бизнеса мы не ждем.

Вы вносили изменения в политику андеррайтинга по корпоративной и розничной части с учетом изменившихся экономических условий? Как меняются ваши подходы к оценке рисков?

Мы, наверное, находимся в более выгодном положении, чем остальные игроки. У нас надежный акционер. Также наш системный риск-менеджмент последние несколько лет играл достаточно серьезную роль в стратегии развития, а в кризисный период вышел на первый план.

Мы имеем один из самых низких уровней просрочек среди лизинговых компаний — не более 0,1% по Группе. Просто изначально наша политика была нацелена на разумный подход с точки зрения и рисков, и влияния будущих периодов.

Разумный подход должен присутствовать всегда. Например, в прошлом году у нас были очень хорошие продажи в премиальном направлении, если мы говорим про легковой автотранспорт (порядка 50 млрд рублей составил новый бизнес в данном сегменте). Мы не отказывались от этих продаж даже в наиболее сложный период этой весны, но более разумно подходили к оценке рисков. Клиентам, которые хотели, условно говоря, купить «Бентли», мы говорили, что лучше немного подождать, пока рынок станет менее волатильным. И, как правило, в режиме диалога клиент соглашался. Как мы видим сейчас, политика была правильной.

Разумный подход должен присутствовать всегда. Например, в прошлом году у нас были очень хорошие продажи в премиальном направлении, если мы говорим про легковой автотранспорт (порядка 50 млрд рублей составил новый бизнес в данном сегменте). Мы не отказывались от этих продаж даже в наиболее сложный период этой весны, но более разумно подходили к оценке рисков.

Клиентам, которые хотели, условно говоря, купить «Бентли», мы говорили, что лучше немного подождать, пока рынок станет менее волатильным. 

И, как правило, в режиме диалога клиент соглашался. Как мы видим сейчас, политика была правильной.

В каких отраслях вы ожидаете наибольший спад в связи с ограничительными мерами?

Думаю, что наиболее подверженными последствиям являются транспортная, авиационная и судоходная отрасли. Про авиационную отрасль много говорить не надо. Рынок в настоящий момент представлен в основном небольшими сделками по лизингу вертолетов и малой авиации. В то же самое время мы видим, что ограничения, которые коснулись международных перевозок, не влияют на внутренний рынок: за первые 4 месяца 2022 года российские авиакомпании перевезли почти 20 млн пассажиров, что составляет 95% от количества внутрироссийских перевозок аналогичного периода прошлого года. Конечно, есть проблемы по логистике и обслуживанию авиации, но отрасль будет развиваться. То же самое и по судоходному сектору. Происходит переориентация на внутренний рынок, при этом логистическая цепочка, которая существовала в сервисной составляющей, еще не отлажена.

Несмотря на сложность текущей ситуации, мы не отказываемся от развития. Мы ни на день не останавливали бизнес и не собираемся этого делать.

В каких отраслях вы ожидаете наибольший спад в связи с ограничительными мерами?

Думаю, что наиболее подверженными последствиям являются транспортная, авиационная и судоходная отрасли. Про авиационную отрасль много говорить не надо. Рынок в настоящий момент представлен в основном небольшими сделками по лизингу вертолетов и малой авиации. В то же самое время мы видим, что ограничения, которые коснулись международных перевозок, не влияют на внутренний рынок: за первые 4 месяца 2022 года российские авиакомпании перевезли почти 20 млн пассажиров, что составляет 95% от количества внутрироссийских перевозок аналогичного периода прошлого года.

Конечно, проблемы по логистике и обслуживанию авиации есть, но отрасль будет развиваться.

То же самое и по судоходному сектору. Происходит переориентация на внутренний рынок, при этом логистическая цепочка, которая существовала в сервисной составляющей, еще не отлажена.

Вы видите «Газпромбанк Лизинг» как компанию, которая будет активно продвигать транспортный лизинг в целом и авиационный в частности?

В России большая территория, и хорошая логистика точно должна присутствовать. На сегодняшний день рынок лизинга на 80% состоит из транспортной составляющей, поэтому, конечно, мы изучаем новые возможности по поставкам, смотрим на рынки и производителей. Понятно, что сейчас ориентация будет больше на производителей из азиатских стран, где есть возможность для приобретения нового либо бывшего в эксплуатации имущества. В 2021 году, к примеру, по данным таможенной статистики, из Китая было экспортировано транспорта на 85% больше, чем в 2020 году.

Сегодня рынок лизинга на 80% состоит из транспортной составляющей, поэтому, конечно, мы изучаем новые возможности по поставкам, смотрим на рынки и производителей.

Вы видите «Газпромбанк Лизинг» как компанию, которая будет активно продвигать транспортный лизинг в целом и авиационный в частности?

В России большая территория, и хорошая логистика точно должна присутствовать. На сегодняшний день рынок лизинга на 80% состоит из транспортной составляющей, поэтому, конечно, мы изучаем новые возможности по поставкам, смотрим на рынки и производителей. Понятно, что сейчас ориентация будет больше на производителей из азиатских стран, где есть возможность для приобретения нового либо бывшего в эксплуатации имущества. В 2021 году, к примеру, по данным таможенной статистики, из Китая было экспортировано транспорта на 85% больше, чем в 2020 году.

Какие драйверы для удержания/роста портфеля вы видите для себя и рынка в целом?

Безусловно, мы будем поддерживать продажи в транспорте. Также будут проекты, связанные с оборудованием и финансированием инфраструктурных проектов.

Буквально в прошлом году мы реализовали пилотные проекты, которых на рынке еще не было. Первый — это финансирование замены системы освещения в социальных объектах в Чувашской Республике. Сначала мы профинансировали замену освещения в 65 школах города Чебоксары. А в этом году финансируем аналогичный проект в 119 детских садах. У этого проекта колоссальный социальный и экономический эффект. Благодаря замене ртутных ламп, помимо экологической составляющей, яркости света и влияния на зрение детей, регион получил экономию в бюджете.

Какие драйверы для удержания/роста портфеля вы видите для себя и рынка в целом?

Безусловно, мы будем поддерживать продажи в транспорте. Также будут проекты, связанные с оборудованием и финансированием инфраструктурных проектов.  Буквально в прошлом году мы реализовали пилотные проекты, которых на рынке еще не было.

Первый пилотный проект — это финансирование замены системы освещения в социальных объектах в Чувашской Республике.

Сначала мы профинансировали замену освещения в 65 школах города Чебоксары. А в этом году финансируем аналогичный проект в 119 детских садах. У этого проекта колоссальный социальный и экономический эффект. Благодаря замене ртутных ламп, помимо экологической составляющей, яркости света и влияния на зрение детей, регион получил экономию в бюджете.

Второй проект, о котором хотел бы сказать, — финансирование поставок более 160 автомобилей скорой помощи для Московской области. Уникальность состоит в том, что медицинское оборудование в машинах достаточно сложное и новейшее одновременно, с импортными составляющими. Кроме того, в рамках контракта используется три разных режима налогообложения. Плюс мы включили в стоимость договора лизинга и в лизинговые платежи стоимость четырехлетнего обслуживания в сервисных центрах. То есть на сегодняшний день Московской области при эксплуатации автомобилей, профинансированных через «Газпромбанк Лизинг», не нужно проводить дополнительные конкурсы на сервисные услуги. Не надо выделять дополнительные деньги из бюджета, несмотря на изменившиеся условия.

Такие проекты для нас будут точно одними из приоритетных. Сегодня мы рассматриваем ряд новых инициатив. Это инфраструктурные проекты, социальные проекты в медицине и образовании, проекты в дорожном строительстве. В этом мы видим большое будущее.

Мы будем поддерживать продажи в транспорте. Также будут проекты, связанные с оборудованием и финансированием инфраструктурных проектов.

Второй пилотный проект, о котором хотел бы сказать, — финансирование поставок более 160 автомобилей скорой помощи для Московской области.

Уникальность состоит в том, что медицинское оборудование в машинах достаточно сложное и новейшее одновременно, с импортными составляющими. Кроме того, в рамках контракта используется три разных режима налогообложения. Плюс мы включили в стоимость договора лизинга и в лизинговые платежи стоимость четырехлетнего обслуживания в сервисных центрах. То есть на сегодняшний день Московской области при эксплуатации автомобилей, профинансированных через «Газпромбанк Лизинг», не нужно проводить дополнительные конкурсы на сервисные услуги. Не надо выделять дополнительные деньги из бюджета, несмотря на изменившиеся условия.

Такие проекты для нас будут точно одними из приоритетных. Сегодня мы рассматриваем ряд новых инициатив. Это инфраструктурные проекты, социальные проекты в медицине и образовании, проекты в дорожном строительстве. В этом мы видим большое будущее.

Вы упомянули социальную сферу, которая является частью ESG-повестки. В вашем портфеле есть проекты, связанные со снижением воздействия человека на окружающую среду? Или в нынешних условиях тематика ESG отходит на второй план?

Мы являемся частью системообразующей группы компаний, и социальная ответственность в нашей работе всегда присутствует. Что касается «зеленой» повестки, то она точно не будет забыта, поскольку мы активно занимаемся финансированием проектов по переводу транспорта на газомоторное топливо. В прошлом году мы поставили в Ямало-Ненецкий автономный округ автобусы на газомоторном топливе, в 2022 году — для Ульяновской области, несколько лет назад — для Екатеринбурга. Есть проект по переводу транспортных предприятий нашего основного акционера на более экологичные виды транспорта. А это тысячи автомобилей в год.

Каких-то специальных задач по ESG у нас пока нет, но могу сказать, что доля таких проектов в прошлом году составила более 5%. Учитывая, что мы выросли более чем в два с половиной раза, то и объем инвестиций по направлению ESG тоже рос.

У компании, которой вы руководите, крупный портфель автолизинга. В нынешних условиях это прекрасно, потому что риски, связанные с автолизингом, гораздо ниже. Но что будет дальше с этим направлением? Что поддержит вас и в целом российский рынок в этом сегменте?

«Зеленая» повестка точно не будет забыта: мы активно занимаемся финансированием проектов по переводу транспорта на газомоторное топливо.

Вы упомянули социальную сферу, которая является частью ESG-повестки. В вашем портфеле есть проекты, связанные со снижением воздействия человека на окружающую среду? Или в нынешних условиях тематика ESG отходит на второй план?

Мы являемся частью системообразующей группы компаний, и социальная ответственность в нашей работе всегда присутствует.

Что касается «зеленой» повестки, то она точно не будет забыта, поскольку мы активно занимаемся финансированием проектов по переводу транспорта на газомоторное топливо.

В прошлом году мы поставили в Ямало-Ненецкий автономный округ автобусы на газомоторном топливе, в 2022 году — для Ульяновской области, несколько лет назад — для Екатеринбурга. Есть проект по переводу транспортных предприятий нашего основного акционера на более экологичные виды транспорта. А это тысячи автомобилей в год.

Каких-то специальных задач по ESG у нас пока нет, но могу сказать, что доля таких проектов в прошлом году составила более 5%. Учитывая, что мы выросли более чем в два с половиной раза, то и объем инвестиций по направлению ESG тоже рос.

У компании, которой вы руководите, крупный портфель автолизинга. В нынешних условиях это прекрасно, потому что риски, связанные с автолизингом, гораздо ниже. Но что будет дальше с этим направлением? Что поддержит вас и в целом российский рынок в этом сегменте?

Если говорить в целом, то спрос на транспорт будет сохраняться. Основным хедлайнером станет лизинг б/у техники. Это касается не только легкового, но и грузового транспорта, и дорожно-строительной техники, потому что запускается много инфраструктурных проектов. Отмечу, чтобы найти сегодня экскаватор или бульдозер, надо очень серьезно постараться. И даже б/у техника реализуется в считанные дни.

Вы упомянули про риски в автолизинге. Да, они ниже, но могу сказать, что мы как крупный игрок их уже ощутили на себе. Например, сейчас в Россию приходят автомобили, которые были заказаны клиентами во время ажиотажа в марте. Цена в тот момент фиксировалась по курсу 100–130 рублей за доллар или евро. Из-за логистических проблем и девальвации средняя стоимость машин в России увеличилась на 40% за март 2022 года. На сегодняшний день она начала откатываться назад в силу курсовой разницы. А бывшие в употреблении авто в апреле 2022 года подешевели на 16% к уровню марта, в мае эта тенденция продолжилась. Средняя цена выставленного на продажу подержанного авто в России в мае упала на 12%. То есть стоимость, которая была два-три месяца назад, теперь не соответствует рынку. Встает вопрос — что делать с автомобилями, которые приходят сейчас. Конечно, это решение всегда за клиентом. Важна общая договоренность с производителем. Но мы помогаем эти вопросы решать.

Мы всегда находимся в режиме диалога с клиентом и стараемся все вопросы урегулировать в его пользу. Дилеры тоже понимают, что надо договариваться.

Вы упомянули про риски в автолизинге. Да, они ниже, но могу сказать, что мы как крупный игрок их уже ощутили на себе. Например, сейчас в Россию приходят автомобили, которые были заказаны клиентами во время ажиотажа в марте. Цена в тот момент фиксировалась по курсу 100–130 рублей за доллар или евро. Из-за логистических проблем и девальвации средняя стоимость машин в России увеличилась на 40% за март 2022 года. На сегодняшний день она начала откатываться назад в силу курсовой разницы. А бывшие в употреблении авто в апреле 2022 года подешевели на 16% к уровню марта, в мае эта тенденция продолжилась.

Средняя цена выставленного на продажу подержанного авто в России в мае упала на 12%. То есть стоимость, которая была два-три месяца назад, теперь не соответствует рынку. Встает вопрос — что делать с автомобилями, которые приходят сейчас.

Конечно, это решение всегда за клиентом. Важна общая договоренность с производителем. Но мы помогаем эти вопросы решать.

Клиенты отказываются от этих контрактов? Насколько это массово происходит?

Не могу назвать отказы массовыми. Скорее, разовые моменты. Мы всегда находимся в режиме диалога с клиентом. Стараемся все вопросы урегулировать в его пользу, потому что для нас клиент является главным в бизнесе. Дилеры тоже понимают, что надо договариваться.

Клиенты отказываются от этих контрактов? Насколько это массово происходит?

Не могу назвать отказы массовыми. Скорее, разовые моменты. Мы всегда находимся в режиме диалога с клиентом.

Мы стараемся все вопросы урегулировать в пользу клиента, потому что для нас он главный в бизнесе. Дилеры тоже понимают, что надо договариваться.

Это, в том числе, переговоры с китайскими производителями?

Конечно. За прошлый год китайские производители достаточно успешно зарекомендовали себя на российском рынке. Было продано вдвое больше, чем в 2020 году, а их доля на рынке новых легковых автомобилей увеличилась с 3,6 до 7%, по данным Автостата.

В то же самое время мы понимаем, что, пока не будет определенной стабилизации, например на валютном рынке, пока не будут отлажены логистические цепочки, возможны проблемы. Ценообразование на предмет лизинга зависит от плеча доставки, от стоимости фрахта и прочих факторов.

Все эти факторы скажутся на стоимости лизинга. Как сильно на горизонте 2022–2023 годов потенциально может варьироваться ставка?

Стоимость лизинга зависит от многих факторов, особенно сегодня. Это и стоимость самого предмета лизинга, логистики и проч. Но главный фактор — это цена фондирования.

Стоимость лизинга зависит от многих факторов, особенно сегодня. Но главный из них — это цена фондирования.

Это, в том числе, переговоры с китайскими производителями?

Конечно. За прошлый год китайские производители достаточно успешно зарекомендовали себя на российском рынке. Было продано вдвое больше, чем в 2020 году, а их доля на рынке новых легковых автомобилей увеличилась с 3,6 до 7%, по данным Автостата.

В то же самое время мы понимаем, что, пока не будет определенной стабилизации, например на валютном рынке, пока не будут отлажены логистические цепочки, возможны проблемы. Ценообразование на предмет лизинга зависит от плеча доставки, от стоимости фрахта и прочих факторов.

Все эти факторы скажутся на стоимости лизинга. Как сильно на горизонте 2022–2023 годов потенциально может варьироваться ставка?

Стоимость лизинга зависит от многих факторов, особенно сегодня. Это и стоимость самого предмета лизинга, логистики и проч. Но главный фактор — это цена фондирования.

За последние 3–5 лет мы с вами наблюдали позитивный тренд, направленный на снижение ключевой ставки, что, безусловно, сказывалось на желании клиентов привязывать к ней условия договоров лизинга. Конечно, когда ставку подняли до 20%, все были в достаточно шоковом состоянии — и рынок, и клиенты. Сейчас, когда ключевая ставка понизилась до 11%, идет пересчет. 

В наших договорах содержится условие, что не позднее дня, следующего после изменения ключевой ставки, ставка в договорах лизинга также будет пересчитана. Относительно прогнозов по ключевой ставке — оставим это дело профессионалам-аналитикам.

Основным потребителем в рамках вашего розничного бизнеса являются малые предприниматели. Сейчас тяжело еще оценить всю магнитуду событий, но насколько будет востребован лизинг этим кругом потребителей? И как стимулировать спрос?

Да, это очень актуальный вопрос. Вы справедливо заметили, что в розничном автолизинговом направлении ключевым клиентом является малый бизнес. Поскольку по итогам прошлого года мы стали крупнейшей лизинговой компанией именно в сегменте малого бизнеса, то сейчас имеем и статистику, и экспертную оценку по этому рынку. Мы ожидаем, что спрос точно будет, хотя и ниже, чем в прошлом году, очевидно. Другое дело — это наличие самого транспорта, комплектующих, сервиса к нему и прочее.

Заявительный порядок возмещения НДС: что важно знать?

Евгения Вольфус и Илья Самуйлов о новых возможностях бизнеса по ускоренному возмещению НДС

Найти преимущество: как работает правильное импортозамещение

Алексей Нестеренко об успешном опыте импортозамещения азиатских стран и его перспективах в России

Спасут ли российские острова в идеальный шторм?

Александр Токарев о новом законе, открывшем доступ в САР для российских компаний

Вы упомянули, что будет расти спрос на б/у технику. Это означает, что срок полезного использования всей техники будет увеличиваться. В связи с этим, как вы смотрите на перспективы операционного лизинга в России?

Давайте я разобью ответ на две части. Во-первых, есть определенный срок эксплуатации транспорта. Если мы возьмем, например, железнодорожный транспорт, то там сроки лизинга и финансирования — 7–10 лет. При этом срок эксплуатации железнодорожного транспорта составляет более 30 лет. Это значит, что риски эксплуатации достаточно низкие, и лизинговая компания может входить в проект, например, с 10-летним вагоном, даже с 15- и где-то 20-летним. Если мы перейдем к колесному автотранспорту, то средний срок службы той же строительно-дорожной техники — до 10 лет. На сегодняшний день купить, например, какую-нибудь Scania трех- или пятилетнюю и сдать ее на 3–5 лет в лизинг — точно возможно.

По итогам прошлого года мы стали крупнейшей лизинговой компанией в сегменте малого бизнеса, который является ключевым клиентом в розничном автолизинговом направлении.

Вы упомянули, что будет расти спрос на б/у технику. Это означает, что срок полезного использования всей техники будет увеличиваться. В связи с этим, как вы смотрите на перспективы операционного лизинга в России?

Давайте я разобью ответ на две части. Во-первых, есть определенный срок эксплуатации транспорта. Если мы возьмем, например, железнодорожный транспорт, то там сроки лизинга и финансирования — 7–10 лет. При этом срок эксплуатации железнодорожного транспорта составляет более 30 лет. Это значит, что риски эксплуатации достаточно низкие, и лизинговая компания может входить в проект, например, с 10-летним вагоном, даже с 15- и где-то 20-летним. Если мы перейдем к колесному автотранспорту, то средний срок службы той же строительно-дорожной техники — до 10 лет. На сегодняшний день купить, например, какую-нибудь Scania трех- или пятилетнюю и сдать ее на 3–5 лет в лизинг — точно возможно.

К чему я это объяснил? Если мы с вами говорим про операционный лизинг, то это в первую очередь вопрос спроса. И это вторая часть ответа на ваш вопрос. Те обстоятельства, в которых мы сегодня живем, пока вызывают сомнения в готовности клиента платить за эксплуатацию без будущего выкупа этого предмета. Одно дело, когда есть короткий заказ на 6 месяцев, допустим, на какой-нибудь бульдозер или экскаватор. Тут возможен операционный лизинг. Но если мы говорим о заинтересованности клиентов в том, чтобы использовать предмет лизинга более длительный период времени, то в приоритете финансовый лизинг. Пусть за более долгий период, но клиент получит транспорт или оборудование в собственность и будет эксплуатировать в дальнейшем.

При этом дополнительные сервисные услуги в данном ключе играют большую роль и уже оказываются многими лизинговыми компаниями. Хранение шин, помощь на дорогах — обычная практика. Здесь же можно сказать о страховании транспорта. Например, у нас более 60 тысяч автомобилей, и для наших клиентов мы получаем в страховых компаниях специальные ставки. 

Сегодня многие лизинговые компании оказывают дополнительные сервисные услуги. Хранение шин, помощь на дорогах — это обычная практика.

К чему я это объяснил? Если мы с вами говорим про операционный лизинг, то это в первую очередь вопрос спроса. И это вторая часть ответа на ваш вопрос. Те обстоятельства, в которых мы сегодня живем, пока вызывают сомнения в готовности клиента платить за эксплуатацию без будущего выкупа этого предмета. Одно дело, когда есть короткий заказ на 6 месяцев, допустим, на какой-нибудь бульдозер или экскаватор. Тут возможен операционный лизинг.

Но если мы говорим о заинтересованности клиентов в том, чтобы использовать предмет лизинга более длительный период времени, то в приоритете финансовый лизинг.

Пусть за более долгий период, но клиент получит транспорт или оборудование в собственность и будет эксплуатировать в дальнейшем.

При этом дополнительные сервисные услуги в данном ключе играют большую роль и уже оказываются многими лизинговыми компаниями. Хранение шин, помощь на дорогах — обычная практика. Здесь же можно сказать о страховании транспорта. Например, у нас более 60 тысяч автомобилей, и для наших клиентов мы получаем в страховых компаниях специальные ставки. 

Сегодня есть проблема со страхованием. Она заключается в том, что стоимость транспорта значительно выросла, а страховое покрытие осталось прежним. Мы обратились в страховые компании, и на сегодняшний день наши партнеры предоставляют услуги по дополнительному страхованию транспорта до фактической рыночной стоимости.

Сейчас время больших перемен в экономике. Например, в банковском секторе идет консолидация, уходят западные игроки и так далее. Если в целом посмотреть на лизинговую отрасль, то каковы перспективы?

Знаете, я, наверное, более широко отвечу. Лизинг — это индикатор экономики. Я всю свою трудовую деятельность, более 24 лет, работаю только в лизинговой отрасли, не один кризис проходил и вот, что отмечу. Как только возникают те или иные кризисные обстоятельства, клиенты снижают свою инвестиционную активность. И это понятно, ведь основная задача в сложный момент — сохранить то, что есть. Но как только ситуация улучшается, клиенты тут же вспоминают об инвестициях и росте. При этом получить финансирование у лизинговой компании легче, чем у любого другого кредитора. Таким образом лизинговая отрасль довольно быстро восстанавливается в посткризисный период. 

Сейчас время больших перемен в экономике. Например, в банковском секторе идет консолидация, уходят западные игроки и так далее. Если в целом посмотреть на лизинговую отрасль, то каковы перспективы?

Знаете, я, наверное, более широко отвечу. Лизинг — это индикатор экономики. Я всю свою трудовую деятельность, более 24 лет, работаю только в лизинговой отрасли, не один кризис проходил и вот, что отмечу. Как только возникают те или иные кризисные обстоятельства, клиенты снижают свою инвестиционную активность. И это понятно, ведь основная задача в сложный момент — сохранить то, что есть. Но как только ситуация улучшается, клиенты тут же вспоминают об инвестициях и росте.

При этом получить финансирование у лизинговой компании легче, чем у любого другого кредитора. Таким образом лизинговая отрасль довольно быстро восстанавливается в посткризисный период.

Для информации — в 2014 году рынок лизинга сократился на 13%, в 2015 году — продолжил падение, а в 2016 году рост уже составил 36%, хотя инвестиции в основной капитал в 2016 году еще продолжили падать, но не такими быстрыми темпами. Конечно, текущий кризис сильнее ударит по лизинговой отрасли, но я верю, что лизинг будет развиваться.

Вопрос в том, насколько глубоко, насколько далеко зайдут ограничительные меры. Поживем — увидим. Но я бы еще хотел подчеркнуть роль государства в поддержке российской промышленности. Здесь лизинг является инструментом, который хорошо себя зарекомендовал за последние 5–7 лет. На сегодняшний день Минпромторг России реализует более 10 программ поддержки реального сектора экономики с применением лизинга. Причем лизинговые компании по сути являются операторами этих программ. 

Лизинг — это индикатор экономики. И я верю, что он будет развиваться.

Для информации — в 2014 году рынок лизинга сократился на 13%, в 2015 году — продолжил падение, а в 2016 году рост уже составил 36%, хотя инвестиции в основной капитал в 2016 году еще продолжили падать, но не такими быстрыми темпами.

Конечно, текущий кризис сильнее ударит по лизинговой отрасли, но я верю, что лизинг будет развиваться.

Вопрос в том, насколько глубоко, насколько далеко зайдут ограничительные меры. Поживем — увидим. Но я бы еще хотел подчеркнуть роль государства в поддержке российской промышленности. Здесь лизинг является инструментом, который хорошо себя зарекомендовал за последние 5–7 лет. На сегодняшний день Минпромторг России реализует более 10 программ поддержки реального сектора экономики с применением лизинга. Причем лизинговые компании по сути являются операторами этих программ. 

Государству легче администрировать выдачу субсидий через лизинговую компанию, чем собирать документы с десятков тысяч клиентов. Мы четко понимаем, что за любой полученный от государства бюджетный рубль надо будет отчитаться и показать эффективность. На сегодняшний день объем полученных и транслированных нашим клиентам госсубсидий составляет порядка 9 млрд рублей.

При этом те программы, которые были до периода ограничительных мер, будут меняться. Если ранее среди требований к российским производителям было условие достаточно высокой локализации на территории РФ, то сейчас это уже потеряло свою актуальность. Мы практически в ежедневном диалоге с органами исполнительной власти и видим, что работа идет колоссальная. Меры господдержки на сегодняшний день — это очень сильный инструмент, который позволит развиваться, в том числе, и лизингу.

Какие-то еще механизмы государственной поддержки помимо субсидий обсуждаются? Например, расширение номенклатуры предметов лизинга. И вообще, как вы видите эффективную государственную поддержку?

Уже сейчас меры поддержки очень разные. Есть механизмы, связанные с получением субсидий, например, на авансовый платеж. Есть утилизационные гранты, когда в переработку сдаются б/у буровые установки и взамен субсидируется стоимость приобретения новых. Есть спецпрограммы по льготному финансированию, льготные ставки по социально значимым проектам и проч. Поэтому надо сохранить то, что уже разработано и востребовано. Клиенту оставаться один на один против рыночных ставок — тяжело.

Меры господдержки сегодня — это очень сильный инструмент. Мы находимся в ежедневном диалоге с органами исполнительной власти и видим, что работа идет колоссальная.

При этом те программы, которые были до периода ограничительных мер, будут меняться. Если ранее среди требований к российским производителям было условие достаточно высокой локализации на территории РФ, то сейчас это уже потеряло свою актуальность. Мы практически в ежедневном диалоге с органами исполнительной власти и видим, что работа идет колоссальная.

Меры господдержки на сегодняшний день — это очень сильный инструмент, который позволит развиваться, в том числе, и лизингу.

Какие-то еще механизмы государственной поддержки помимо субсидий обсуждаются? Например, расширение номенклатуры предметов лизинга. И вообще, как вы видите эффективную государственную поддержку?

Уже сейчас меры поддержки очень разные. Есть механизмы, связанные с получением субсидий, например, на авансовый платеж. Есть утилизационные гранты, когда в переработку сдаются б/у буровые установки и взамен субсидируется стоимость приобретения новых. Есть спецпрограммы по льготному финансированию, льготные ставки по социально значимым проектам и проч.

Поэтому надо сохранить то, что уже разработано и востребовано. Клиенту оставаться один на один против рыночных ставок — тяжело.

Вы в отрасли более 20 лет. Какой самый интересный объект лизинга был в вашей карьере?

В моем портфолио есть уникальный опыт, когда мы в 2004 году сдавали в лизинг 767 голов крупного рогатого скота в Ярославской области. Это был племенной скот. Я сейчас, к сожалению, не вспомню, какими были срок и ставка, но помню, что было сложно отслеживать количество предметов лизинга, так как был процесс естественного выбытия и рождения. Помните, как в «Простоквашино»? «Корова у нас чья? Государственная. Мы ведь ее напрокат взяли. Значит, и теленок государственный». Так и про мой пример. Я всем говорю, что первый мультфильм про лизинг — «Простоквашино».

Мы практикуем сложные кейсы, связанные с инвестиционным периодом, когда предмета лизинга еще нет, и его производство займет определенное количество лет.

Вы в отрасли более 20 лет. Какой самый интересный объект лизинга был в вашей карьере?

В моем портфолио есть уникальный опыт, когда мы в 2004 году сдавали в лизинг 767 голов крупного рогатого скота в Ярославской области. Это был племенной скот. Я сейчас, к сожалению, не вспомню, какими были срок и ставка, но помню, что было сложно отслеживать количество предметов лизинга, так как был процесс естественного выбытия и рождения. Помните, как в «Простоквашино»? «Корова у нас чья? Государственная. Мы ведь ее напрокат взяли. Значит, и теленок государственный». Так и про мой пример.

Я всем говорю, что первый мультфильм про лизинг — «Простоквашино».

Зачастую мы практикуем достаточно сложные кейсы, связанные с инвестиционным периодом, — даже когда предмета лизинга на сегодняшний день еще нет и производство которого займет определенное количество лет.

В целом лизинговая компания — это не просто про ставку финансирования, а еще и про сервис. Важно быть максимально клиентоориентированным и предоставлять нужные клиенту допуслуги, например, взаимодействие с органами исполнительной власти при получении субсидий.

Лучший клиент — это клиент, который вернулся. На сегодняшний день доля повторных клиентов в любой лизинговой компании составляет не менее 30%. Это хороший показатель качества работы.

Зачастую мы практикуем достаточно сложные кейсы, связанные с инвестиционным периодом, — даже когда предмета лизинга на сегодняшний день еще нет и производство которого займет определенное количество лет.

В целом лизинговая компания — это не просто про ставку финансирования, а еще и про сервис.

 Важно быть максимально клиентоориентированным и предоставлять нужные клиенту допуслуги, например, взаимодействие с органами исполнительной власти при получении субсидий.

Лучший клиент — это клиент, который вернулся. На сегодняшний день доля повторных клиентов в любой лизинговой компании составляет не менее 30%. Это хороший показатель качества работы.

Максим Калинкин

Генеральный директор Группы «Газпромбанк Лизинг»

Родился 7 августа 1978 года в Москве.

В 2000 году окончил Международный независимый эколого-политологический университет по специальности «Юриспруденция» и, еще будучи студентом, в 1999 году начал свою карьеру в «Московской лизинговой компании». В 2004 году прошел профессиональную переподготовку в Государственной академии профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы по программе «Финансы и кредит».

  • С 2001 по 2006 гг. работал в ГК «Базовый элемент», где проделал путь от руководителя юридической службы до заместителя генерального директора и члена правления лизингового холдинга «Базэл».
  • С 2006 по 2010 гг. возглавлял группу лизинговых компаний АФК «Система».
  • В 2010 году начал работу в Группе компаний «Газпромбанк Лизинг» в должности советника генерального директора, в этом же году был переведен на должность исполнительного директора компании. В 2012 году был назначен заместителем, а в 2019 году — первым заместителем генерального директора «Газпромбанк Лизинг».
  • С 21 ноября 2020 года является генеральным директором Группы компаний «Газпромбанк Лизинг».
















Вам может быть интересно

string(61) "/upload/iblock/3d0/2ubp7ev3lwm42rbp1bvdtjux0w7dtv6h/share.jpg"
Это архив материалов, которые были опубликованы до ребрендинга портала с 2019 г. по июль 2023 г.
Мы используем файлы cookie, необходимые для работы сайта, а также аналитические cookies. Вы можете ознакомиться с Политикой использования файлов-cookies.