Теперь про non-life. Одним из ключевых драйверов роста здесь было ОСАГО. Это эффект от повышения тарифов, которое происходило в конце 2022 года в связи с удорожанием запчастей и ремонтов. В этом году мы ожидаем изменения тарифного коридора в конце года, и, скорее всего, такого апсайда уже не будет.
Второй драйвер роста в сегменте non-life — это Каско. Этот вид страхования рос двузначными темпами. Причины — в оживлении продаж новых автомобилей, которые выросли примерно на 60%. Достаточно много автопроизводителей, китайских в основном, вышли на российский рынок. «Китайцы» теперь — наше все. И сегодня на них приходится более половины, если не 60−70%, всех продаж новых автомобилей. Сильно вырос сегмент трейд-ин — продажи поддержанных автомобилей. То есть кроме высокой инфляции, которая, безусловно, всегда поднимает наш страховой рынок, росли продажи автомобилей.
Корпоративный бизнес в 2022 году и до середины 2023 года был в достаточно замороженном состоянии. Примерно с середины прошлого года многие начали думать о завтрашнем дне. Одна из ключевых российских проблем на ближайшие годы — демографическая. Борьба за таланты, за кадры, стимулирует работодателей возвращать или расширять социальные пакеты. Возможно, выбрать лучшего провайдера, расширить соцпакет на сотрудников, у которых раньше его не было.
Кроме того, в ДМС появляются новые клиенты. Раньше этот вид страхования был для плюс-минус одних и тех же компаний, которые переходили между разными провайдерами страхования.
Плюс мы стараемся придумывать новые продукты. Например, после ухода европейских автопроизводителей из России и официальных дистрибьюторов мы выпустили продукт под названием «Продленная гарантия». То есть владельцы машин, которые теперь не обслуживаются производителем, получают такой же сервис и обслуживание, как и раньше.
В целом наша стратегия — развивать три направления. Первое — все, что связано со здоровьем. Второе — с перемещением: авто, каршеринг, такси. И третье — это благосостояние. Помимо финансовых KPI, у каждого из этих юнитов есть еще цели, связанные с CJM — customer journey map клиента. И, когда мы начали думать, как этого добиться, мы поняли, что CJM не закрывается только страхованием. Когда тебе нужно сделать классный удобный продукт для клиента, иногда он выходит за рамки страхования, и не нужно этого бояться. Сейчас у нас кроме страхования есть MedTech-стартап Budu, появился новый сервис для поддержки ментального здоровья «Просебя». И в каждом из этих бизнесов мы готовы выйти за рамки страхования, чтобы закрыть все потребности клиента.
Если оглянуться в прошлое, то в российском страховании всплески происходили именно благодаря законодательным изменениям. ОСАГО было колоссальным драйвером роста страхового рынка. Вместе с ОСАГО поехало и Каско, а затем поехали и другие добровольные виды страхования. Заметь, life-сегмент пошел намного позже. Сейчас рынок такси выходит из тени, тарифы для такси намного выше, и это тоже внесет свой вклад в рост рынка. У нас, конечно, культура страхования пока низкая. Но, чтобы поменять культуру, нужны годы.
У нас в компании применяются разные метрики: Customers Satisfaction Index (CSI) и Partner Satisfaction Index (PSI). Они входят в ключевые KPI каждого бизнес-юнита, измеряются каждый квартал по бизнесу отдельных юнитов и влияют на мотивацию. На уровне компании мы измеряем это раз год. Заказываем независимые исследования, сравниваем Net Promoter Score (от англ. индекс приверженности потребителей товару или компании — прим. Mustread) у нас и ключевых конкурентов. Наша задача была войти в топ-3 до 2024 года по данным независимого исследования. С этого года я хочу подняться на вторую позицию.
Чаще всего мы измеряем bottom-up — снизу-вверх. Есть внутренние замеры, которые проводит наш центр контроля качества. И есть независимые исследования top-down — сверху вниз, которые мы проводим реже. У нас есть методология, по которой измеряется удовлетворенность клиента в разных точках касания: процесс продажи, внесения изменений, урегулирования, пролонгации. И для каждого из этих процессов есть своя методология оценки. Например, мы смотрим в 100% случаев, насколько клиент доволен ремонтом, и формируем рейтинг партнерских станций. От этого уже зависит мотивация станции, потому что их рейтинг будет падать, если клиенты недовольны. Мы можем временно не направлять к ним клиентов. Если они исправились, и все окей, то продолжаем с ними сотрудничать.
Читайте также
В 2020 году бустом онлайн-сегмента был локдаун. До этого он в основном был представлен финтехом, а в страховании такого еще не было. И в 2020 году произошел большой рывок в этом плане. Люди попробовали и, самое главное, после 2020 года привыкли и продолжили покупать онлайн.
Я начала не с того, что наняла команду в IT, которая что-то там внедряет. А пригласила команду, которая обучила весь топ-менеджмент тому, что такое AI, где это применимо, чтобы топы сами стали амбассадорами этой инициативы. На сегодняшний день у нас есть три направления, где мы будем внедрять AI: клиентский опыт, медицинский пульт и жалобы.
Второе — многое будет определять государственная политика. Все, что связано с нацпроектами, логистикой, медициной, демографическими проектами. Вместе с сегментами, которые будет поддерживать государство, будет расти страхование соответственно. Стимулирование долгосрочных накоплений будет очень сильно помогать.
Третье — ключевая ставка.