Работа с мелкими перевозчиками — достаточно большая проблема для крупных заказчиков, поэтому они используют различных посредников — так называемых экспедиторов. И здесь встает вопрос: как обеспечить качество сервиса, учитывая, что транспорт заказывается через посредников; как обеспечить стабильно рыночное ценообразование, соблюдение температурного режима и прочих требований. В среднем стоимость груза может составлять от 5 до 10 миллионов рублей. Представьте себе, что будет, если, допустим, из-за несоблюдения температурного режима этот груз либо разморозится, либо, наоборот, заморозится. Компания понесет большие убытки, товар вовремя не встанет на продуктовую полку, будут штрафы от сетей и т. д. То есть цена ошибки очень велика, поэтому требования по качеству вполне обоснованы, и все должны уметь их соблюдать, если хотят работать на этом рынке
Но даже если идти по сценарию «Давайте просто купим все машины», то возникнет вторая проблема — асимметрия и нестабильность потоков, которая не даст возможности обеспечить полную загрузку такому парку. Экономика простая: когда покупаешь большое количество машин, тебе нужно обеспечить их боевой пробег. До событий прошлого года у нас было все в порядке с пробегом, например, из центральной части России на Урал, в Сибирь и так далее, но дальше возникал вопрос, как эти машины вернуть.
Если посмотреть на западный рынок, на Северную Америку, там тоже есть крупные компании, например, XPO Logistics, которая скупает более мелких игроков, но и им далеко до абсолютного лидерства. Опять же, если посмотреть на Uber Freight — дочерняя компания Uber, которая достаточно успешно пытается делать примерно то же самое, что делаем мы на российском рынке, — они начали очень бодро, сильно выросли, но два последних года у них стагнация.
Перевозчики, наоборот, сидят в нашем мобильном приложении, потому что чаще всего это очень маленькие компании: либо он сам за рулем, либо у него там три машины. Ему приходит информация: «Для тебя есть интересная загрузка, поучаствуй в аукционе». Он нажимает и начинает торговаться. Бывает, что заказы размещаются не в формате аукциона, а по фиксированной цене — кто первый откликнулся, того и груз. Это зависит от многих факторов: от сезонности, от количества машин, от направления и так далее.
Но дело не только в том, что ты платишь сейчас. Мы еще следим, чтобы у клиента в цепочке поставщиков была прозрачная и понятная ситуация с уплатой налогов, потому что ФНС сейчас внимательно за этим смотрит, чтобы предотвратить «отмыв» НДС.
Надо сказать, что в прошлом году в выручке мы выросли почти в 2 раза, в валовой прибыли — более чем в 2 раза. При этом рост в затратах всего лишь на 18% год к году.
Наша цель — масштабироваться, как я сказал ранее, не за счет людей. Многие традиционные компании и даже компании на цифровом рынке стараются масштабироваться по формуле: чем больше людей ты наймешь, тем больше они сделают. Это понятная модель, и она, безусловно, рабочая. Но мне кажется, что на долгой дистанции она тупиковая, потому что нельзя бесконечно масштабировать людей.
Что касается маржинальности, вы поймите, это же зависит от траектории роста. Можно иметь очень большую маржинальность по EBITDA сейчас, но тогда у тебя остановится рост. Можно, наоборот, всю потенциальную EBITDA реинвестировать в рост. У нас есть задача — чтобы компания была прибыльной уже сейчас, но при этом продолжала расти и, что очень важно, оставалась цифровой, а не сваливалась в ручные операции. Если мы этих три фактора будем совмещать, то сможем достичь цели, которые мы сами себе поставили.
Наверное, только в момент, когда наша экономика стабилизируется, и возникнет какой-то положительный тренд, случится баланс между спросом и предложением. Потому что сейчас полный дисбаланс, причем весы могут качаться в разные стороны по несколько раз в неделю.
Читайте также
Вы же понимаете, что за любым беспилотным транспортом есть оператор. С точки зрения теории, беспилотный грузовой транспорт — это более перспективная вещь, чем беспилотное, например, такси. Потому что в грузовом транспорте есть режим труда и отдыха водителя. И, например, если тебе срочно нужно доставить груз из Москвы в Екатеринбург, то нужно посадить двух водителей в машину. А если у тебя есть беспилотник, то водитель может и поспать.
Насколько я понимаю, есть несколько стадий беспилотности: первая стадия, когда водитель есть, он просто читает газету или пьет кофе, и это не очень работает в логике того, что он может не следить за тем, что происходит. Дойдем ли мы до стадии, когда водитель может не следить? Наверное, рано или поздно дойдем. Вопрос в том, когда мы дойдем до того, чтобы это было еще и приемлемо по цене.
Знаете, я недавно отдыхал в одном загородном отеле под Москвой, и там по территории ездят роботы-доставщики. Я звоню и говорю: «Не могли бы вы мне в номер принести воды». Мне говорят: «Вы знаете, официант — 200 рублей, а робот — 500 рублей». Я говорю: «Подождите, это ведь технология, она должна быть дешевле». Мне говорят: «Понимаете, ровер — это такая игрушка, тут детей много, они радуются». Вот важно прийти к тому, чтобы беспилотники были не красивой игрушкой и не каким-то флагом, что вот, мы тут первые беспилотные, а чтобы экономически это было оправдано.
С 2005 по 2008 гг. работал в ГК «Корос», с 2008 по 2012 гг. — в Ravago Group, крупной бельгийской компании, где отвечал за развитие логистического направления в России, Казахстане, Украине и Прибалтике.
В 2014 году увлекся идеей оптимизации логистических цепочек в режиме онлайн и основал стартап iCanDeliver, в последствии переименованный в Deliver.