Второй фактор — изменения денежно-кредитной политики. Когда ставки были низкими, наши клиенты пытались максимально обновить свои фонды, а когда ставки начали расти во второй половине 2023 года, то клиенты активизировались еще сильнее, чтобы впоследствии не занимать по более высоким ставкам. Поэтому год был успешный.
«Интерлизинг» растет быстрее рынка примерно на 15−20% на протяжении последних четырех лет с 2020 года. В первую очередь это связано с тем, что у нас небольшая доля на рынке, и есть потенциал для роста.
Многие аналитики, в том числе «Эксперт РА», делят рынок лизинга как минимум на две части. Первая — корпоративный сегмент: авиа, ж/д и другие крупные предметы лизинга. И вторая — розничный сегмент: сделки с малым и средним бизнесом. Розничный сегмент для нас является целевым.
Причина роста нашей компании — ни то ни другое, к счастью. Это в первую очередь модель бизнеса, которую мы создали в 2018−2019 годах, и с 2020 года наша эффективная бизнес-модель показывает результат. Это была очень интересная задача — не просто создать с нуля новое направление бизнеса, а сохранив то, что было построено, повысить эффективность и масштабировать.
Еще один фактор успеха — клиентский сервис и цифровизация. Мы уделяли много внимания именно обслуживанию клиентов, мотивировали на это нашу команду. Поэтому существенных вызовов я не вижу.
«Интерлизинг» несильно отличается от других игроков в нашей, скажем, весовой категории независимых лизинговых компаний, работающих с малым и средним бизнесом. В 2023 году мы увеличили сеть филиалов более чем на 60% — с 41 в начале года до 67 на настоящий момент. Это первый существенный аргумент в пользу роста. Следующая задача — на базе этой филиальной сети увеличить количество клиентов благодаря привлечению клиентских менеджеров в том числе.
Второй аргумент — «Интерлизинг» находится на этапе развития и оптимизации. Мы постоянно мониторим открытые данные эмитентов ценных бумаг, ставки размещения и привлечения, стоимость риска, операционные затраты (Opex), маржинальность бизнеса. Очень немного компаний имеют возможность эффективно размещать средства, осторожно говоря. При этом у них высокая стоимость фондирования и относительно высокая стоимость риска. За счет эффекта масштабирования, снижения именно для нас относительной стоимости фондирования мы ожидаем соответствующего снижения финальной ставки для клиента и расширения нашего рынка за счет попадания в более низкий ценовой сегмент. Это эволюция, наверное, любой финансовой компании. Несмотря на высокую ключевую ставку, мы считаем возможным реализовать такие цели.
Еще один драйвер роста — это концентрация рынка лизинга, которая увеличивается каждый год. На топ-10 лизингодателей приходится 70% всего объема. Напомню, мы занимаем 12 место, и понятно, куда мы стремимся.
На легковые автомобили у нас не было существенного фокуса. Если говорить о грузовом транспорте, то перевозчики испытывают огромную потребность в обновлении парка, и отрадно, что у них хорошая платежная дисциплина. Раньше они ездили на «Большой европейской семерке»: DAF, Iveco, MAN, Mercedes-Benz Truck, Renault Truck, Scania и Volvo, а сейчас очень удачно пересаживаются на китайские автомобили.
Доля горнодобывающей техники и оборудования в нашем портфеле минимальная. Безусловно, сейчас сегмент находится не в лучшей форме, но мы ожидаем, что в ближайший период он восстановится. Для того, чтобы расти на 50% в год, быть номером один в оборудовании — недостаточно. Это очень небольшой рынок. Поэтому, если говорить об основных сегментах, то это колесная техника, грузовой транспорт, легковой, коммерческий и спецтехника. Они занимают 70−80% всего портфеля.
Ответ на ваш вопрос о новых нишах — мы их ищем.
Рынок лизинга сильно трансформировался с 2022 года. У нас было много европейских производителей и лизинговых компаний. Многие лизинговые компании готовили интеграцию с дилерскими центрами. И в определенный момент это все, к сожалению, было разрушено. Многие наши коллеги вложили не один миллиард рублей в подобный операционный лизинг или в подписки. Теперь необходим приход других дилеров и новые интеграции, и здесь мы только в начале пути.
Второе — операционный лизинг либо подписка эффективны при ключевой ставке ниже нынешнего уровня в 16%. Сейчас сложно объяснить человеку, зачем ему вместо покупки актива, который за 2−3 года подорожает на 50%, платить за операционный лизинг минимум 16%, а то и больше.
Читайте также
Де-юре отрасль лизинга не регулируется. Де-факто это не так. К нам предъявляют требования банки, которые нас финансируют. ЦБ контролирует нас как эмитентов облигаций. Мы отчитываемся о нашей деятельности в Росфинмониторинг и пр.
Увеличение доли цифрового обслуживания — это прямой путь к «лизтеху». Когда я захожу в банковское приложение, там есть все, что мне нужно. У лидирующих лизинговых компаний есть личный кабинет. Но мобильные приложения есть не у всех крупных игроков. Очень удобно, когда по стандартным вопросам не нужно обращаться к клиентскому менеджеру. Дистанционное обслуживание можно дополнить такими услугами, как, например, доставка автомобиля или техники непосредственно в место ведения бизнеса без лишних звонков и вопросов.
Третье направление — контроль локации и состояния предметов лизинга. Сейчас если необходимо проверить, в каком состоянии находится мой предмет лизинга, нужно выезжать на место, или просить клиента сфотографировать, либо приглашать сюрвейера. Дистанционный осмотр решает эти вопросы.
Наша компания не раз была докапитализирована для поддержания достаточности капитала при бурном росте. Но посмотрите вокруг, не у всех есть столь стабильно поддерживающие свой бизнес акционеры.
Открылось огромное окно возможностей в связи с ростом частных инвесторов на фондовом рынке. Благодаря IPO «Европлана» мы получили бенчмарк одного из лучших игроков, и сейчас дорога открыта. В следующие буквально 1,5 года я, честно говоря, жду практически удвоения эмитентов лизинговых компаний. Частные инвесторы познакомились с отраслью, увидели показатели, и я считаю, что отдельные игроки отрасли могут занять нишу между эффективными IT-компаниями и банками.
В 2023 году мы разместили два выпуска облигаций по 4,5 млрд рублей каждый. Доля частных инвесторов варьируется в диапазоне 35−50% в зависимости от выпуска. В апреле «Интерлизинг» разместил выпуск на 3 млрд рублей. Доля розничных инвесторов была существенно ниже, и мы как эмитент уже начинаем бороться за спрос и за деньги наших частных инвесторов. Тем не менее в рамках данных трех последних выпусков было совершено 37 тыс. сделок с не менее чем 20 тыс. частными инвесторами.
Мы постепенно шли к этому, с 2020 года повышали рейтинг, увеличивали количество и объем выпусков, и самое главное — в 2023 году мы начали размещать рыночные выпуски. Теперь мы можем расширять количество инструментов и инвесторов, тем самым снижая стоимость.
Когда компания уже является публичной и обладает частными инвесторами, то подготовка действительно может занять несколько месяцев при наличии конъюнктуры.
Второй драйвер — это национальные проекты, которые продлятся до 2030 года. Некоторые бюджеты секвестированы, но строительство дорог, инфраструктурные проекты, новые производства усиливают потребность в обновлении основных средств. Здесь нужно быть осторожным — важно не допустить перегрева. Третий драйвер — реиндустриализация, возврат производства в Россию.
Что касается вызовов, то оптимизма текущая ситуация не придает. ЦБ может приступить к снижению ставки только во втором полугодии. По-нашему мнению, в этом году рассчитывать на существенное снижение ставки бесполезно. Важно, чтобы бизнес адаптировался, поймал равновесное состояние. Этого себе и пожелаем.