«Увеличение доли цифрового обслуживания — это прямой путь к «лизтеху»

Сергей Савинов
Сергей Савинов
Генеральный директор ООО «Интерлизинг»
Генеральный директор «Интерлизинг» Сергей Савинов рассказал партнеру Kept Юлии Темкиной, за счет чего компания планирует расти темпами не ниже 50% в год, перспективах IPO и развитии «лизтеха».
Прошедший 2023 год стал фантастическим для лизинга. По оценке «Эксперт РА», совокупный портфель лизинговых компаний увеличился на 47% до почти 10 трлн рублей. Портфель «Интерлизинга» вырос темпами на 10 п.п. выше рынка — на 57%, превысив 82 млрд рублей. Как вы этого добились?
Действительно, это был рекорд не только в номинальном значении — в рублях, но и в количестве сделок. С чем это связано? Первый фактор — отскок после просадки 2022 года, рынок ожил. Не было такого дефицита техники, как в 2022 году. Кроме того, происходит реиндустриализация российской экономики.

Второй фактор — изменения денежно-кредитной политики. Когда ставки были низкими, наши клиенты пытались максимально обновить свои фонды, а когда ставки начали расти во второй половине 2023 года, то клиенты активизировались еще сильнее, чтобы впоследствии не занимать по более высоким ставкам. Поэтому год был успешный.

«Интерлизинг» растет быстрее рынка примерно на 15−20% на протяжении последних четырех лет с 2020 года. В первую очередь это связано с тем, что у нас небольшая доля на рынке, и есть потенциал для роста.

Многие аналитики, в том числе «Эксперт РА», делят рынок лизинга как минимум на две части. Первая — корпоративный сегмент: авиа, ж/д и другие крупные предметы лизинга. И вторая — розничный сегмент: сделки с малым и средним бизнесом. Розничный сегмент для нас является целевым.
Мы относим себя к достаточно премиальной категории — независимые частные лизинговые компании.
На мой взгляд, рост темпами выше рынка — это очень хорошее достижение с учетом того, что мы также демонстрируем высокие относительно других отраслей финансовые показатели: возвратность капитала, ставки размещения, управление рисками и т.д.
«Интерлизинг» — одна из самых быстрорастущих компаний в последние годы. С какими основными вызовами вы сталкиваетесь? Кажется, что столь быстрый рост мог потребовать глобальных изменений в компании.
Говоря о росте быстрее рынка, всегда нужно учитывать причины. Есть, так сказать, безобидные факторы. Например, крупный игрок нанимает амбициозного руководителя и увеличивает долю на рынке. В этом случае как таковых рисков нет. Есть игроки, которые пытаются забирать клиентов за счет повышения уровня риска, и в этом случае нужно быть очень осторожными.

Причина роста нашей компании — ни то ни другое, к счастью. Это в первую очередь модель бизнеса, которую мы создали в 2018−2019 годах, и с 2020 года наша эффективная бизнес-модель показывает результат. Это была очень интересная задача — не просто создать с нуля новое направление бизнеса, а сохранив то, что было построено, повысить эффективность и масштабировать.

Еще один фактор успеха — клиентский сервис и цифровизация. Мы уделяли много внимания именно обслуживанию клиентов, мотивировали на это нашу команду. Поэтому существенных вызовов я не вижу.
В марте на IPO вышел «Европлан». Инвесторы и особенно игроки лизингового рынка за этим следили, и IPO признано очень успешным. Привлекает внимание достаточно большой объем так называемых непроцентных доходов, которые «Европлан» продемонстрировал в своей отчетности. Во многом это доходы от неких сервисов для клиентов. Инвесторы очень положительно смотрят на компании, у которых такие доходы составляют значительную сумму. А какие у вас планы по наращиванию именно непроцентных доходов?
Пока нашей основной целью я вижу увеличение клиентской базы — формирование фундамента для устойчивого развития независимо от любых периодов, за счет которого мы можем не просто увеличить прибыль, но и диверсифицировать риски. Сейчас в компании порядка 8 000 клиентов, и это немного, если сравнивать с конкурентами в сфере розничного лизинга для малого и среднего бизнеса. Могут быть цифры в 20 000, 40 000, а в случае с «Европланом» и более 100 000 клиентов.
Для того, чтобы расти темпами быстрее рынка, нам действительно нужно в том числе предоставлять дополнительные услуги.
Мы видим, что ряд дополнительных сервисов, безусловно, востребованы — страхование, дистанционный контроль за предметом лизинга, а вот предоставление технического обслуживания реализовать уже сложнее. Предоставление новых услуг, на которых можно зарабатывать, — это вопрос будущих 2−3 лет, когда мы увеличим клиентскую базу и сформируем фундамент.
Какие цели вы поставили на следующие 3 года?
Новая стратегия «Интерлизинга» на 2024−2026 годы нацелена на рост, существенно опережающий развитие рынка. Каждый год в течение 6 лет я ставлю цель расти не менее чем на 50% в год в рублях, поскольку есть разная доля инфляции. Последние два периода стратегии нам это удавалось. Вы наверняка спросите: «Как?». Посмотрите на денежно-кредитную политику, посмотрите на платежеспособность клиентов.

«Интерлизинг» несильно отличается от других игроков в нашей, скажем, весовой категории независимых лизинговых компаний, работающих с малым и средним бизнесом. В 2023 году мы увеличили сеть филиалов более чем на 60% — с 41 в начале года до 67 на настоящий момент. Это первый существенный аргумент в пользу роста. Следующая задача — на базе этой филиальной сети увеличить количество клиентов благодаря привлечению клиентских менеджеров в том числе.

Второй аргумент — «Интерлизинг» находится на этапе развития и оптимизации. Мы постоянно мониторим открытые данные эмитентов ценных бумаг, ставки размещения и привлечения, стоимость риска, операционные затраты (Opex), маржинальность бизнеса. Очень немного компаний имеют возможность эффективно размещать средства, осторожно говоря. При этом у них высокая стоимость фондирования и относительно высокая стоимость риска. За счет эффекта масштабирования, снижения именно для нас относительной стоимости фондирования мы ожидаем соответствующего снижения финальной ставки для клиента и расширения нашего рынка за счет попадания в более низкий ценовой сегмент. Это эволюция, наверное, любой финансовой компании. Несмотря на высокую ключевую ставку, мы считаем возможным реализовать такие цели.
Вы ставите цель наращивать объемы бизнеса примерно на 50% ежегодно. Это достаточно агрессивно.
Мы можем поймать эффект масштаба и при сохранении уровня концентрации портфеля увеличивать средний чек. Есть опыт наших конкурентов, которые заходили в новые ниши и показывали рост гораздо больше, чем на 50%. И повторюсь, 50% в рублях — это не 50% в количестве сделок.
Мы присутствуем во всех сегментах розничного лизинга для малого и среднего бизнеса. Мы можем профинансировать как легковые, грузовые автомобили, так и сложное производственное оборудование с длинными сроками поставки.
У нас есть даже сделки с жилой недвижимостью, и не только апартаментами, накоплена экспертиза в области практически всех предметов лизинга, хотя мы, конечно, не занимаемся самолетами, судами и вагонами. Это позволяет нам, с одной стороны, мотивировать клиентов расширять сотрудничество, потому что многие компании к этому не готовы, а с другой стороны — нивелировать конъюнктурные риски. Например, в 2020 году мы существенно увеличили долю в сельском хозяйстве.
Должны быть какие-то фишки, которых нет у других, для того чтобы увеличить долю рынка? У вас достаточно сильные конкуренты, и у некоторых есть поддержка банков.
У нас доля мажоритарного кредитора 18% по состоянию на 1 апреля, и это не банк «Уралсиб», который принадлежит нашему акционеру.

Еще один драйвер роста — это концентрация рынка лизинга, которая увеличивается каждый год. На топ-10 лизингодателей приходится 70% всего объема. Напомню, мы занимаем 12 место, и понятно, куда мы стремимся.

На легковые автомобили у нас не было существенного фокуса. Если говорить о грузовом транспорте, то перевозчики испытывают огромную потребность в обновлении парка, и отрадно, что у них хорошая платежная дисциплина. Раньше они ездили на «Большой европейской семерке»: DAF, Iveco, MAN, Mercedes-Benz Truck, Renault Truck, Scania и Volvo, а сейчас очень удачно пересаживаются на китайские автомобили.

Доля горнодобывающей техники и оборудования в нашем портфеле минимальная. Безусловно, сейчас сегмент находится не в лучшей форме, но мы ожидаем, что в ближайший период он восстановится. Для того, чтобы расти на 50% в год, быть номером один в оборудовании — недостаточно. Это очень небольшой рынок. Поэтому, если говорить об основных сегментах, то это колесная техника, грузовой транспорт, легковой, коммерческий и спецтехника. Они занимают 70−80% всего портфеля.

Ответ на ваш вопрос о новых нишах — мы их ищем.
Открою секрет, у нас был пилотный проект по лизингу жилой недвижимости для физлиц. Очень много в отрасли и конкретно в Объединенной лизинговой ассоциации говорят про лизинг автомобилей для физлиц. Но этому препятствует НДС.
А что насчет операционного лизинга, car as a service?
Не думаю, что в ближайшее время это будет востребовано. В моем понимании необходимо выполнение двух условий. Первое — высокий уровень цифровой интеграции с основными контрагентами для увеличения доли обслуживания. И второе — низкий уровень ставок.

Рынок лизинга сильно трансформировался с 2022 года. У нас было много европейских производителей и лизинговых компаний. Многие лизинговые компании готовили интеграцию с дилерскими центрами. И в определенный момент это все, к сожалению, было разрушено. Многие наши коллеги вложили не один миллиард рублей в подобный операционный лизинг или в подписки. Теперь необходим приход других дилеров и новые интеграции, и здесь мы только в начале пути.

Второе — операционный лизинг либо подписка эффективны при ключевой ставке ниже нынешнего уровня в 16%. Сейчас сложно объяснить человеку, зачем ему вместо покупки актива, который за 2−3 года подорожает на 50%, платить за операционный лизинг минимум 16%, а то и больше.
Отрасль лизинга практически не регулируется. Нет норматива достаточности капитала в отличие от других сегментов финансового рынка. Тем не менее, в реальности ограничения есть. Все банки требуют, чтобы соотношение долга к капиталу было не больше 5,5, например. Обычно регулирование в банковской, страховой отрасли нацелено и на очищение рынка от недобросовестных игроков. В лизинге с этим особых проблем нет?
Я всячески защищаю нашу отрасль в глазах инвесторов и всех стейкхолдеров. В 2022 году, в кризис, у отрасли лизинга существенных отклонений по ROI (окупаемость инвестиций — прим. Mustread), стоимости риска и прочим показателям, которые характеризуют потенциальные проблемы, не было. Поэтому, судя по финансовым показателям, существенных проблем я не вижу.

Де-юре отрасль лизинга не регулируется. Де-факто это не так. К нам предъявляют требования банки, которые нас финансируют. ЦБ контролирует нас как эмитентов облигаций. Мы отчитываемся о нашей деятельности в Росфинмониторинг и пр.
К сожалению, исторически лизинговые компании занимают реактивную позицию — к нам приходят госорганы и предлагают регулирование сверху. А надо уже занять активную позицию.
Наши предложения — а они в ближайшее время поступят — должны быть взаимовыгодными, чтобы мы получили не только издержки, но и бенефиты. В моем понимании, основная польза может заключаться в дополнительных льготах, либо улучшении условий работы, либо в расширении рынка. Мы очень давно обсуждаем вопрос наличия НДС при лизинге физлицам автомобилей. Отмена сделала бы услугу доступной массовому клиенту, как в европейских и других развитых странах.
Насколько отрасль продвинулась в диджитализации процессов? Даже для страховых компаний это был большой челлендж, потому что клиенты редко пользуются приложением, только если что-то случилось. Как вы представляете себе цифровое обслуживание? Как личный кабинет с целой экосистемой по обслуживанию автомобиля?
Есть финтех, проптех, другие технологичные направления… Хочется стремиться к понятию «лизтех».

Увеличение доли цифрового обслуживания — это прямой путь к «лизтеху». Когда я захожу в банковское приложение, там есть все, что мне нужно. У лидирующих лизинговых компаний есть личный кабинет. Но мобильные приложения есть не у всех крупных игроков. Очень удобно, когда по стандартным вопросам не нужно обращаться к клиентскому менеджеру. Дистанционное обслуживание можно дополнить такими услугами, как, например, доставка автомобиля или техники непосредственно в место ведения бизнеса без лишних звонков и вопросов.
Наша отрасль достаточно медленно развивалась в направлении цифровизации, мы пропустили вперед страхование, и теперь настал наш черед.
Второе направление — предоставление дополнительных услуг, интеграция с множеством подрядчиков. Взаимосвязи с нашими официальными дилерами порушились, к сожалению. Теперь коллеги из многих компаний начинают их восстанавливать, формировать в первую очередь каталоги автомобилей, и это требует времени. Следующий этап — предоставление нефинансовой услуги «актив как сервис» в нескольких сегментах. Легковой транспорт мог бы стать первопроходцем. Далее уже пойдут грузовики, тем более что многие перевозчики пользуются дополнительными услугами. И дальше уже сельхозтехника, оборудование.

Третье направление — контроль локации и состояния предметов лизинга. Сейчас если необходимо проверить, в каком состоянии находится мой предмет лизинга, нужно выезжать на место, или просить клиента сфотографировать, либо приглашать сюрвейера. Дистанционный осмотр решает эти вопросы.
Инвестиции в IT, в развитие инфраструктуры в нашем бюджете занимают не менее 10% в год. И благо с масштабированием компании, прибыли и бюджетов мы имеем возможность эти вложения увеличивать.
Если в 2019 году наша чистая прибыль составила 566 млн рублей, то в 2023 году мы получили 2 млрд чистой прибыли. План на 2024 год — не менее 3 млрд. Это рождает возможность в том числе для оцифровывания клиентского обслуживания, что сейчас крайне актуально.
Любой рост, тем более при столь амбициозных планах, требует определенного капитала. Как вы планируете привлекать финансирование?
Мы наблюдаем бум IPO, который в том числе открывает возможности для роста лизинговой отрасли. Я говорю именно о независимых частных лизинговых компаниях, которые действительно нуждаются в капитале.

Наша компания не раз была докапитализирована для поддержания достаточности капитала при бурном росте. Но посмотрите вокруг, не у всех есть столь стабильно поддерживающие свой бизнес акционеры.

Открылось огромное окно возможностей в связи с ростом частных инвесторов на фондовом рынке. Благодаря IPO «Европлана» мы получили бенчмарк одного из лучших игроков, и сейчас дорога открыта. В следующие буквально  1,5 года я, честно говоря, жду практически удвоения эмитентов лизинговых компаний. Частные инвесторы познакомились с отраслью, увидели показатели, и я считаю, что отдельные игроки отрасли могут занять нишу между эффективными IT-компаниями и банками.
Компании, которые думают о будущем IPO — наверно, это почти весь лизинговый рынок, — сначала выпускают облигации. Пока опыт показывает, что облигационные ставки несколько более привлекательны, чем банковские. Так ли это? Действительно ли сейчас легче получить деньги через облигационные выпуски, чем у банков? И какую структуру фондирования вы для себя рассматриваете как оптимальную?
За последние 1,5 года появилось просто небывалое количество дебютантов — эмитентов облигаций, и это связано в первую очередь с притоком частных инвестиций. Действительно, выпуск облигаций может быть более эффективным способом финансирования, чем кредит. Многие компании, не только лизинговые, это поняли, и практически каждый день мы видим новые размещения.

В 2023 году мы разместили два выпуска облигаций по 4,5 млрд рублей каждый. Доля частных инвесторов варьируется в диапазоне 35−50% в зависимости от выпуска. В апреле «Интерлизинг» разместил выпуск на 3 млрд рублей. Доля розничных инвесторов была существенно ниже, и мы как эмитент уже начинаем бороться за спрос и за деньги наших частных инвесторов. Тем не менее в рамках данных трех последних выпусков было совершено 37 тыс. сделок с не менее чем 20 тыс. частными инвесторами.

Мы постепенно шли к этому, с 2020 года повышали рейтинг, увеличивали количество и объем выпусков, и самое главное — в 2023 году мы начали размещать рыночные выпуски. Теперь мы можем расширять количество инструментов и инвесторов, тем самым снижая стоимость.
Очевидно, что путь к IPO через облигации — максимально верный. Мы достигли высокого уровня: 20−25% инвесторов в наши облигации — это физлица, и впоследствии мы рассматриваем их как акционеров, если мы придем к IPO.
На каком временном горизонте вы планируете выйти на IPO?
История IPO — это на 100% про акционера. Будучи на его месте, я бы, наверное, анализировал свои возможности доинвестировать развивающийся бизнес, и второе — коэффициенты капитализации после IPO «Европлана» и, собственно, некие альтернативные возможности размещения капитала, который я получу. В нашем случае потребности в IPO пока нет, но, опять же, мы будем смотреть на рынок лизинга и рынок частных и прочих инвестиций. В 2025 году при наличии положительных факторов мы, конечно же, выйдем.

Когда компания уже является публичной и обладает частными инвесторами, то подготовка действительно может занять несколько месяцев при наличии конъюнктуры.
Европейские автомобили и спецтехнику на российском рынке заменили в основном китайские производители и отчасти турецкие. Китай уже доминирует в сегменте грузовой техники. Как на этом фоне выглядят российские автомобили и техника?
30% рынка — это наш отечественный автопром, и 45% — китайский. Все остальное — это либо малоизвестные бренды из других стран, или подержанные автомобили европейских марок. Мы считаем, что выбор всегда за клиентом, и мы не можем что-то навязывать. В прошлом году сердца клиентов завоевал китайский автопром и, может быть, электромобили, что спровоцировало существенное удорожание этих автомобилей. В этом году мы отрезвели, и цены постепенно снижаются.
Очень важно понимать, что ты получаешь за деньги, которые платишь за китайский автомобиль. Не секрет, что в Китае данные автомобили, даже учитывая пошлину, стоят сильно дешевле.
Я бы смотрел в будущее позитивно, если бы мы видели существенный приток прямых инвестиций со стороны китайских автопроизводителей. Пока он недостаточный.
Какие драйверы будут определять рост лизингового рынка в следующие 3 года и какие ограничения могут помешать этому росту?
Ключевой драйвер нашего рынка — это все-таки удобство продукта. Мы можем взять на себя чуть больше риска в рамках финансовой аренды, чем при финансировании со стороны банковских организаций. Упрощение доступа расширяет проникновение лизинга в приобретение основных средств. И потенциал еще не исчерпан.

Второй драйвер — это национальные проекты, которые продлятся до 2030 года. Некоторые бюджеты секвестированы, но строительство дорог, инфраструктурные проекты, новые производства усиливают потребность в обновлении основных средств. Здесь нужно быть осторожным — важно не допустить перегрева. Третий драйвер — реиндустриализация, возврат производства в Россию.

Что касается вызовов, то оптимизма текущая ситуация не придает. ЦБ может приступить к снижению ставки только во втором полугодии. По-нашему мнению, в этом году рассчитывать на существенное снижение ставки бесполезно. Важно, чтобы бизнес адаптировался, поймал равновесное состояние. Этого себе и пожелаем.
Сергей Савинов
Генеральный директор ООО «Интерлизинг»
Сергей начал карьерный путь в 2007 году в должности аудитора в одной из компаний «Большой четверки», в 2010 году устроился в «Сбербанк Лизинг», где прошел путь от экономиста до директора по развитию партнерских отношений. В 2012 году начал работу в лизинговой компании «Уралсиб», где занимал должность старшего вице-президента по работе с финансовыми институтами, а далее стал руководить дирекцией развития дочерних предприятий ПАО «Банк «Уралсиб».
В 2018 году перешел в «Интерлизинг» на позицию директора по финансам и развитию, но вскоре был назначен на пост генерального директора.

Вам может быть интересно

string(86) "/upload/iblock/e68/8sp59b2hkubrbe53yqdohlvtn8yurtm6/Oblozhka-dlya-ssylok-1500kh782.jpg"
Мы используем файлы cookie, необходимые для работы сайта, а также аналитические cookies. Вы можете ознакомиться с Политикой использования файлов-cookies.