Приведет ли допуск лекарств в онлайн-сегмент к кардинальной перестройке аптечного рынка? Достигнет ли доля интернет-торговли двузначных процентных значений, как в Китае, или не превысит нескольких процентов, как в Австралии? Насколько быстро сформируется необходимый уровень доверия у потребителей и каков реальный уровень рисков, связанный с качеством? Эти вопросы с игроками нового аптечного рынка обсудила Виктория Самсонова, директор, руководитель практики по работе с компаниями сферы здравоохранения и фармацевтики.
Но надо понимать, что большая часть из этих 10% — это агрегация и формирование заказа онлайн с дальнейшим самовывозом. То есть превалирующей моделью для аптек в онлайне является не доставка. Это следствие низкой операционной маржинальности аптекарского и дистрибьюторского бизнеса. Средний чек в интернете — около 1 500 рублей с учетом наценки по всей цепочке в 10−15%. Со всего чека получается около 150−200 рублей, которые надо поделить на дистрибьютора, аптеку, маркетинг и отдать часть курьеру. При этом доставка сама по себе стоит 200 рублей. Экономика не складывается. Все говорят: «Хочу доставку». Но никто не говорит: «Хочу доставку за деньги!».
Именно по экономическим причинам мы в «Аптека.ру» не спешим с организацией доставки, хотя знаем и понимаем, как выстроить процессы. Но делать нужно либо за свой счет, либо рынок схлопывается до единиц процентов. Не боимся ли мы конкуренции с интернет-гигантами? Нет, не боимся. Да, они могут быстро доставить заказ, но не могут в значимых объемах собирать их. Для этого нужны специально оборудованные фармсклады, а это инвестиции в несколько десятков миллионов долларов на каждую площадку при длительной окупаемости.
Первой причиной сдвига в поведении была именно пандемия. Многие люди впервые попробовали купить лекарства онлайн, потому что не было других вариантов. Такая возможность была и раньше, но покупка через интернет многих отпугивала — люди опасались получить некачественный товар или фальсификат. С началом пандемии многие люди попробовали заказывать и осознали, что ничего страшного не произошло: качество товара при доставке не страдает, а потрогать товар до покупки оказалось не обязательно.
Скорее всего, в будущем потребитель не будет платить за доставку лекарств — как не платит, например, при доставке продуктов. Однако фармрынок низкомаржинальный, поэтому нам и другим компаниям нужно приспосабливаться.
Мы в «Сбер Еаптеке» ищем варианты оптимизации. Один из них — это расширение ассортимента, когда клиент вместе с лекарствами может купить более высокодоходный товар. Или же мы будем стимулировать клиента на увеличение заказа, чтобы отбить стоимость доставки.
Другой вариант — это оптимизация расходов. В стандартной модели клиент покрывает расстояние в километр от аптеки, при этом частотность заказов в аптечном бизнесе ниже, чем в продуктовом ритейле. В нашей доставке мы работаем через дарксторы, а не через аптечные точки. В результате зона доставки расширяется, а курьер может взять сразу 20−30 заказов.
Сейчас у нас в офлайне средний чек составляет 400−600 рублей в зависимости от региона. При самовывозе он составляет 1500 рублей, при доставке — 2500−3000 рублей. Любопытно, что аудитория курьерской доставки и пользователей самовывоза почти не пересекаются. Даже у нас в компании интересы различаются: основатель выбирает доставку, а я — самовывоз, потому что в этом случае сам управляю своим временем
Поиск и бронирование лекарств в интернете были и раньше. Такие аптечные агрегаторы, как «АСНА», «Аптека.ру» и другие, работают на рынке достаточно долго и успешно. Но именно с 2020 года у нас появились четкие правила дистанционной торговли, и пациент получил возможность не только забронировать лекарства онлайн и получить их в ближайшей аптеке, но и заказать с доставкой на дом. Так как это вопрос совершенно новый для аптечного ритейла, то правила сейчас корректируются и дополняются. Например, с сентября снято ограничение в 10 точек, и теперь у небольших и средних аптечных сетей также появилась возможность реализовывать лекарства онлайн. Нельзя сказать, что все аптеки повально уходят в интернет, кто-то предпочитает классическую схему общения с клиентом. Тем не менее, это, безусловно, новые возможности развития для фармритейлеров.
Аптеки по-разному переживают цифровую трансформацию. Кто-то уже сегодня начал активные изменения. Кто-то старается как можно дольше сохранить годами наработанные привычки. Крупные и средние аптеки развивают собственные онлайн-площадки, стараются предложить клиенту не только лекарства, но и услугу. Небольшим аптекам сложнее подобрать надежных онлайн-партнеров. Самое важное в развитии онлайн-продажи лекарственных препаратов — это уровень ответственности аптечной организации и вопрос сохранения качества как лекарства, так и самой фармацевтической услуги. Здесь главное — не навредить, ведь мы имеем дело со здоровьем человека. И об этом должны помнить все участники цепочки, включая маркетплейсы.