О том, как к этим нововведениям относится бизнес и что может ждать налогоплательщиков в следующем году, читайте в очередном выпуске рубрики «Три мнения».
Конечно же, основным событием уходящего года стало введение системы единого налогового счета.
Масштаб этой реформы нельзя переоценить, поскольку произошла перестройка всей системы уплаты налогов, переход от учета обязанности по каждому конкретному налогу к учету совокупной обязанности по уплате налогов в целом по налогоплательщику и перенос функций по распределению налогов между бюджетами с налогоплательщика на государство. Но излишне сжатые сроки реализации реформы и недостаточное время для подготовки к ее введению как у налогоплательщиков, так и у налоговых органов не позволили ощутить и реализовать все ее преимущества в полной мере. Потребовалась неоднократная донастройка данной системы как в техническом плане, так и на законодательном уровне.
Вторым значительным событием в налоговой сфере стало закрепление в НК РФ возможности установления налогов разового характера и введение налога на сверхприбыль. И основной вопрос, который волнует практически каждого налогоплательщика: «А насколько эти налоги будут разовыми и не заменят ли они систему существующих налогов?».
Кроме того, вариативность определения элементов налогообложения и исключение из их состава налогового периода, с одной стороны, должны подчеркнуть отсутствие их периодичности и однократность взимания, с другой — могут привести к появлению новых правовых конструкций в налогообложении.
Помимо увеличения фискальной нагрузки через введение разовых налогов, также в 2023 году наметился ее рост через неналоговые платежи.
Ярким примером такого подхода является введение с 1 октября 2023 года по 31 декабря 2024 года гибких вывозных таможенных пошлин с привязкой к курсу доллара. В результате введения данной меры, по данным ТПП, в 2023 году ожидается поступление дополнительных доходов в бюджет в размере 151,6 млрд рублей, в 2024 году — 604,25 млрд рублей, что значительно превышает поступления от введенного налога на сверхприбыль (на данный момент в бюджет поступило чуть более 300 млрд рублей).
И, конечно же, 2023 год — это год непростых решений в международной сфере: расширения перечня офшорных зон и приостановления отдельных положений соглашений об избежании двойного налогообложения.
Поводя итоги, можно однозначно сказать, что 2023 год запомнится не только привычным множеством законодательных изменений в налоговой сфере, но и значительной изобретательностью законодателя в части расширения сферы их действия.
Изменения были как давно ожидаемые, так и абсолютно неожиданные, как снимающие противоречия в применении действующих налоговых норм, так и вводящие совершенно новые правила, как требующие точечной доработки форм налоговой отчетности, так и предполагающие существенную доработку информационных систем.
Крупнейшим налогоплательщикам 2023 год запомнится целым рядом событий, кардинально изменивших сложившиеся подходы в российском налогообложении. Безусловно, к таким событиям можно отнести введение налога на сверхприбыль и прекращение действия консолидированных групп налогоплательщиков, включение России в черный список ЕС и зеркальное включение «недружественных» стран в черный список Минфина, приостановку ключевых положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения с указанными странами и последующее смягчение ее негативных последствий, ужесточение правил трансфертного ценообразования и распространение налога у источника на внутригрупповые услуги, обязательный переход налогоплательщиков на ЕНС и новые требования к информационному взаимодействию участников налогового мониторинга с налоговыми органами.
В свою очередь статья 5 Налогового кодекса РФ в части действия во времени правовых актов, издаваемых в пределах своей компетенции исполнительными органами власти, вынудила Минфин перенести включение «недружественных» стран в черный список с 1 июля 2023 года на 1 января 2024 года.
Аналогичным образом включение России в черный список ЕС в феврале 2023 года не привело к автоматическому пересмотру применимых к российским лицам правил налогообложения в тех странах ЕС, где действуют национальные черные списки. Так, например, в Голландии повышенная ставка налога у источника при выплате дохода российским резидентам и правила КИК по дочерним российским компаниям подлежат применению только с 1 января 2024 года.
Конечно, многолетняя работа на российском рынке научила крупнейших налогоплательщиков молниеносно реагировать на изменения в законодательстве и рыночной конъюнктуре, но хотелось бы, чтобы как минимум в налоговой сфере необходимость в инструментах шоковой терапии не возникала с завидной регулярностью. Как показал 2023 год, приостановить международные налоговые соглашения можно одним днем, а на устранение или смягчение негативных последствий принятого решения уходят месяцы или даже годы.
К числу наиболее ярких примеров, свидетельствующих о наличии тренда на увеличение фискальной нагрузки на бизнес, относится новый, разовый (хочется верить) налог на сверхприбыль, введенный Федеральным законом от 04.08.2023 № 414-ФЗ. Также этот тренд наблюдается и в продлении еще на два года (до 31.12.2026) 50%-ного ограничения по учету убытков для целей налога на прибыль (Федеральный закон 389-ФЗ). Скорее всего, через пару лет законодатель опять вернется к обсуждению дальнейшего переноса данного срока. Помимо этого, стали уже привычными решения по «корректировке НДПИ», которые чаще всего направлены на повышение суммы уплачиваемого налога. Очевидно, что этот тренд повышения фискальной нагрузки сохранится и в грядущем 2024 году.
Крайне неприятно констатировать, что очень много изменений налоговых правил применяются к длящимся финансово-хозяйственным отношениям, которые выстраивались в совершенно другой экономической и политической обстановке и в иных условиях налогообложения. В далеком уже 2021 году было крайне сложно прогнозировать в своей бизнес-модели то, что финансовые показатели 2018 и 2019 годов будут влиять на объем налоговых исчислений в 2023-2024 гг. в рамках налога на сверхприбыль, а бизнес-отношения с резидентами европейских стран будут подвергаться такому же жесткому налоговому регулированию, как и бизнес-отношения с резидентами островных офшоров.
Следует признать, что и Министерство финансов, и Правительство РФ незамедлительно приняли ряд мер, чтобы смягчить негативный эффект от этих решений для отечественного бизнеса. Так, например, сразу же после опубликования Указа № 585 Минфин сообщил о готовящихся изменениях в налоговое законодательство, которые должны минимизировать негативный эффект от приостановки Соглашений, и рекомендовал пока не удерживать налоги по процентным доходам, по которым ранее применялось освобождение (Письмо МФ от 11.08.2023).
Впоследствии были приняты два федеральных закона, где по инициативе Правительства были предусмотрены освобождения от налога на прибыль по некоторым доходам, которые ранее освобождались по соглашениям (539-ФЗ), а также были приняты нормы, согласно которым расширенный перечень офшорных территорий будет применяться в ряде статей НК РФ только с 2027 года (595-ФЗ).
Вполне возможно, что будет проводиться политика мягкого и малозаметного повышения налогов — например, реализация права на учет расходов для целей налога на прибыль будет завязана на выполнение каких-нибудь дополнительных условий или увеличение налоговой базы по налогу на имущество будет связано с повышением кадастровой стоимости недвижимости, которая формально не является предметом регулирования налогового законодательства.
Очень не хотелось бы, чтобы увеличение налоговых доходов реализовывалось за счет «дальнейшего повышения эффективности налогового контроля», когда налоговые органы, весьма творчески трактуя положения закона и очень субъективно оценивая финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика, будут отказывать в праве на вычет НДС или снимать расходы для целей налога на прибыль. На мой взгляд, более справедливым было бы признать необходимость в краткосрочной перспективе повысить доходную часть бюджетной системы и увеличить в этой связи на время ставки одного или нескольких ключевых налогов, а не заниматься творческим изысканием очередных сверхдоходов или поводов к доначислению.
Что касается административной налоговой нагрузки на бизнес, то и тут, полагаю, мы увидим много решений, которые напрямую будут отражаться на увеличении расходов бизнеса, связанных с выполнением дополнительных требований налогового законодательства. К сожалению, следует признать, что авторы налоговых изменений последних лет не рассматривают неизменной административной нагрузки на бизнес среди своих приоритетов.