Ожидания и реальность: как бизнес оценивает налоговые изменения 2023 года?

27 декабря 2023
12 мин.
Ожидания и реальность: как бизнес оценивает налоговые изменения 2023 года? - изображение
Завершающийся 2023 год был очень насыщенным с точки зрения изменений, внесенных в систему налогообложения страны. Только федеральных законов, вносящих поправки в Налоговый кодекс РФ, было принято в текущем году более 20. Помимо этого, дальнейшее распространение получила практика законодательного урегулирования налоговых отношений вне рамок НК РФ — был принят нашумевший Федеральный закон от 04.08.2023 года № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль» (подобная практика регулирования налоговых отношений вне кодекса появилась пять лет назад, когда были приняты Федеральный закон 214-ФЗ от 29.07.2017 года о курортном сборе и Федеральный закон 422-ФЗ от 27.11.2018 о налоге на профессиональный доход). Налоговая система России также подверглась серьезной корректировке в результате принятия ряда подзаконных актов.

О том, как к этим нововведениям относится бизнес и что может ждать налогоплательщиков в следующем году, читайте в очередном выпуске рубрики «Три мнения».
Светлана Павленко
Руководитель направления мониторинга налогового законодательства и управления регуляторными налоговыми рисками ПАО «ГМК «Норильский никель»
2023 год запомнится изобретательностью законодателя по расширению сферы действия налоговых изменений
2023 год — это год непредсказуемых решений и парадоксов, год полной перестройки системы уплаты налогов, неожиданного введения чрезвычайного налога, смещения фокуса увеличения фискальной нагрузки на неналоговые платежи и значительных изменений в международной составляющей.

Конечно же, основным событием уходящего года стало введение системы единого налогового счета.

Масштаб этой реформы нельзя переоценить, поскольку произошла перестройка всей системы уплаты налогов, переход от учета обязанности по каждому конкретному налогу к учету совокупной обязанности по уплате налогов в целом по налогоплательщику и перенос функций по распределению налогов между бюджетами с налогоплательщика на государство. Но излишне сжатые сроки реализации реформы и недостаточное время для подготовки к ее введению как у налогоплательщиков, так и у налоговых органов не позволили ощутить и реализовать все ее преимущества в полной мере. Потребовалась неоднократная донастройка данной системы как в техническом плане, так и на законодательном уровне.
И этот процесс до настоящего времени не завершен. Опыт работы показал необходимость изменения процесса сверки с налоговым органом и его упрощения, пересмотра подхода к начислению пеней и большей прозрачности алгоритма их начисления и отражения в актах налоговых органов, а также неповоротливость и сложность механизма зачета в счет предстоящих платежей. Все эти вопросы предстоит решить уже в следующем году.

Вторым значительным событием в налоговой сфере стало закрепление в НК РФ возможности установления налогов разового характера и введение налога на сверхприбыль. И основной вопрос, который волнует практически каждого налогоплательщика: «А насколько эти налоги будут разовыми и не заменят ли они систему существующих налогов?».

Кроме того, вариативность определения элементов налогообложения и исключение из их состава налогового периода, с одной стороны, должны подчеркнуть отсутствие их периодичности и однократность взимания, с другой — могут привести к появлению новых правовых конструкций в налогообложении.
Первый в новейшей истории России налог разового характера — налог на сверхприбыль вводится с 1 января 2024 года отдельным законом и предусматривает в качестве налоговой базы по такому налогу денежное выражение сверхприбыли организаций прошлых лет, которая определяется как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 и 2022 годы над прибылью за 2018 и 2019 годы, к которой применяется налоговая ставка 10%.
При этом он имеет один очень интересный элемент налогообложения — обеспечительный платеж, уплачиваемый с 1 октября по 30 ноября 2023 года (то есть до его введения), который дает возможность снизить сумму налога в два раза и использовать его как вычет из суммы налога.

Помимо увеличения фискальной нагрузки через введение разовых налогов, также в 2023 году наметился ее рост через неналоговые платежи.

Ярким примером такого подхода является введение с 1 октября 2023 года по 31 декабря 2024 года гибких вывозных таможенных пошлин с привязкой к курсу доллара. В результате введения данной меры, по данным ТПП, в 2023 году ожидается поступление дополнительных доходов в бюджет в размере 151,6 млрд рублей, в 2024 году — 604,25 млрд рублей, что значительно превышает поступления от введенного налога на сверхприбыль (на данный момент в бюджет поступило чуть более 300 млрд рублей).

И, конечно же, 2023 год — это год непростых решений в международной сфере: расширения перечня офшорных зон и приостановления отдельных положений соглашений об избежании двойного налогообложения.

Поводя итоги, можно однозначно сказать, что 2023 год запомнится не только привычным множеством законодательных изменений в налоговой сфере, но и значительной изобретательностью законодателя в части расширения сферы их действия.
Андрей Серов
Директор по налогообложению X5 Group
В 2023 году произошел целый ряд событий, кардинально изменивших сложившиеся подходы в российском налогообложении
2023 год не стал исключением в плане многочисленных изменений, внесенных в российское и международное налоговое законодательство.

Изменения были как давно ожидаемые, так и абсолютно неожиданные, как снимающие противоречия в применении действующих налоговых норм, так и вводящие совершенно новые правила, как требующие точечной доработки форм налоговой отчетности, так и предполагающие существенную доработку информационных систем.

Крупнейшим налогоплательщикам 2023 год запомнится целым рядом событий, кардинально изменивших сложившиеся подходы в российском налогообложении. Безусловно, к таким событиям можно отнести введение налога на сверхприбыль и прекращение действия консолидированных групп налогоплательщиков, включение России в черный список ЕС и зеркальное включение «недружественных» стран в черный список Минфина, приостановку ключевых положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения с указанными странами и последующее смягчение ее негативных последствий, ужесточение правил трансфертного ценообразования и распространение налога у источника на внутригрупповые услуги, обязательный переход налогоплательщиков на ЕНС и новые требования к информационному взаимодействию участников налогового мониторинга с налоговыми органами.
В условиях таких беспрецедентных изменений крайне важно соблюдать баланс частных и публичных интересов и не допускать нарушений установленных законодательством гарантий защиты прав налогоплательщиков. И в 2023 году мы неоднократно были свидетелями того влияния, которое налоговые гарантии оказывали на работу органов законодательной и исполнительной власти.
Так, статья 57 Конституции РФ в части прямого запрета на придание обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, потребовала от законодателя разработки нового для российской практики механизма обеспечительного платежа по налогу на сверхприбыль с предоставлением налогоплательщикам права на «двойной» вычет.

В свою очередь статья 5 Налогового кодекса РФ в части действия во времени правовых актов, издаваемых в пределах своей компетенции исполнительными органами власти, вынудила Минфин перенести включение «недружественных» стран в черный список с 1 июля 2023 года на 1 января 2024 года.

Аналогичным образом включение России в черный список ЕС в феврале 2023 года не привело к автоматическому пересмотру применимых к российским лицам правил налогообложения в тех странах ЕС, где действуют национальные черные списки. Так, например, в Голландии повышенная ставка налога у источника при выплате дохода российским резидентам и правила КИК по дочерним российским компаниям подлежат применению только с 1 января 2024 года.
Очевидно, что неукоснительное соблюдение органами власти налоговых гарантий с привязкой к налоговому периоду дает налогоплательщикам время на приведение своей бизнес-модели в соответствие с новыми правилами и на внесение требуемых изменений в информационные системы, что особенно критично для компаний с высоким уровнем цифровизации и автоматизации бизнес-процессов.

Конечно, многолетняя работа на российском рынке научила крупнейших налогоплательщиков молниеносно реагировать на изменения в законодательстве и рыночной конъюнктуре, но хотелось бы, чтобы как минимум в налоговой сфере необходимость в инструментах шоковой терапии не возникала с завидной регулярностью. Как показал 2023 год, приостановить международные налоговые соглашения можно одним днем, а на устранение или смягчение негативных последствий принятого решения уходят месяцы или даже годы.
Михаил Орлов
Партнер, руководитель департамента налогового и юридического консультирования Kept
Очевидно, что в 2024 году фискальный уклон в регулировании налоговых отношений сохранится
В этом году налогоплательщику не дали насладиться неизменностью налоговой системы и стабильностью налогового законодательства. Безусловно, бизнес довольно болезненно реагировал на изменения налоговых правил, которые требовали дополнительного изъятия финансовых ресурсов и серьезной перестройки бизнес-процессов.

К числу наиболее ярких примеров, свидетельствующих о наличии тренда на увеличение фискальной нагрузки на бизнес, относится новый, разовый (хочется верить) налог на сверхприбыль, введенный Федеральным законом от 04.08.2023 № 414-ФЗ. Также этот тренд наблюдается и в продлении еще на два года (до 31.12.2026) 50%-ного ограничения по учету убытков для целей налога на прибыль (Федеральный закон 389-ФЗ). Скорее всего, через пару лет законодатель опять вернется к обсуждению дальнейшего переноса данного срока. Помимо этого, стали уже привычными решения по «корректировке НДПИ», которые чаще всего направлены на повышение суммы уплачиваемого налога. Очевидно, что этот тренд повышения фискальной нагрузки сохранится и в грядущем 2024 году.

Крайне неприятно констатировать, что очень много изменений налоговых правил применяются к длящимся финансово-хозяйственным отношениям, которые выстраивались в совершенно другой экономической и политической обстановке и в иных условиях налогообложения. В далеком уже 2021 году было крайне сложно прогнозировать в своей бизнес-модели то, что финансовые показатели 2018 и 2019 годов будут влиять на объем налоговых исчислений в 2023-2024 гг. в рамках налога на сверхприбыль, а бизнес-отношения с резидентами европейских стран будут подвергаться такому же жесткому налоговому регулированию, как и бизнес-отношения с резидентами островных офшоров.
Среди событий в налоговой сфере, которые нельзя обойти вниманием, два решения, затрагивающие тематику международного налогообложения. Это и расширение перечня офшорных территорий (Приказ МФ РФ 86Н от 05.06.23), и приостановка действий ключевых статей по 38 Соглашениям об избежании двойного налогообложения (Указ Президента № 585 от 08.08.2023). Эти два события были вполне ожидаемы на фоне нарастающего напряжения между РФ и так называемыми «недружественными» странами, но последствия данных решений для бизнеса было крайне сложно заранее определить.

Следует признать, что и Министерство финансов, и Правительство РФ незамедлительно приняли ряд мер, чтобы смягчить негативный эффект от этих решений для отечественного бизнеса. Так, например, сразу же после опубликования Указа № 585 Минфин сообщил о готовящихся изменениях в налоговое законодательство, которые должны минимизировать негативный эффект от приостановки Соглашений, и рекомендовал пока не удерживать налоги по процентным доходам, по которым ранее применялось освобождение (Письмо МФ от 11.08.2023).

Впоследствии были приняты два федеральных закона, где по инициативе Правительства были предусмотрены освобождения от налога на прибыль по некоторым доходам, которые ранее освобождались по соглашениям (539-ФЗ), а также были приняты нормы, согласно которым расширенный перечень офшорных территорий будет применяться в ряде статей НК РФ только с 2027 года (595-ФЗ).
На этом этапе налоговый законодатель сделал максимум. Но очевидно, что последующие годы могут выявить и другие негативные последствия для отечественного бизнеса, вызванные изменениями в правилах международного налогообложения. Будем надеяться, что и далее правительственные ведомства будут оперативно реагировать на новые вызовы.
Анализируя произошедшие изменения системы налогообложения в России, можно предположить, какие тренды будут лежать в основе изменений в грядущем 2024 году. Очевидно, что фискальный уклон в регулировании налоговых отношений сохранится. Вопрос, скорее, в том, в каком виде будет реализовываться задача по повышению налоговых доходов страны.

Вполне возможно, что будет проводиться политика мягкого и малозаметного повышения налогов — например, реализация права на учет расходов для целей налога на прибыль будет завязана на выполнение каких-нибудь дополнительных условий или увеличение налоговой базы по налогу на имущество будет связано с повышением кадастровой стоимости недвижимости, которая формально не является предметом регулирования налогового законодательства.

Очень не хотелось бы, чтобы увеличение налоговых доходов реализовывалось за счет «дальнейшего повышения эффективности налогового контроля», когда налоговые органы, весьма творчески трактуя положения закона и очень субъективно оценивая финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика, будут отказывать в праве на вычет НДС или снимать расходы для целей налога на прибыль. На мой взгляд, более справедливым было бы признать необходимость в краткосрочной перспективе повысить доходную часть бюджетной системы и увеличить в этой связи на время ставки одного или нескольких ключевых налогов, а не заниматься творческим изысканием очередных сверхдоходов или поводов к доначислению.

Что касается административной налоговой нагрузки на бизнес, то и тут, полагаю, мы увидим много решений, которые напрямую будут отражаться на увеличении расходов бизнеса, связанных с выполнением дополнительных требований налогового законодательства. К сожалению, следует признать, что авторы налоговых изменений последних лет не рассматривают неизменной административной нагрузки на бизнес среди своих приоритетов.

Вам может быть интересно

Оцифровка рубля
string(61) "/upload/iblock/114/9c8c1rybspwumds6ad5rpmeln4awqf74/share.jpg"
Мы используем файлы cookie, необходимые для работы сайта, а также аналитические cookies. Вы можете ознакомиться с Политикой использования файлов-cookies.