Несмотря на предпринятые шаги, уже 14 февраля 2023 года, когда западные страны отмечали день влюбленных, ЕС включил Россию в «черный» список (список не сотрудничающих с ЕС юрисдикций для налоговых целей). Предположу, что основной причиной данного шага является текущая геополитическая ситуация, результатом которой стало отсутствие какого-либо диалога между Минфином РФ и его европейскими коллегами.
Что означает попадание России в «черный» список?
В отдельных странах не будут применяться местные налоговые льготы, в частности по налогу на доходы у источника выплаты. Так, например, на Кипре дивиденды, проценты и роялти, выплачиваемые в пользу российских компаний, будут облагаться налогом. Ставка налога на дивиденды составит 17%, на проценты — 30%, 10% в отношении роялти. При этом в настоящее время данные ставки можно снизить путем применения действующего СИДН (в общем случае до 15% по дивидендам и процентам и до 0% по роялти).
Правда, пока непонятно, когда новые нормы будут применяться на том же Кипре, в 2023 году или только со следующего года. Например, в Нидерландах аналогичные меры начнут работать только со следующего года. Соответственно, Кипр, будучи не самой агрессивной в плане налогообложения международного бизнеса страной, не хотел бы бежать впереди паровоза. Также в отдельных странах будут применяться ограничения на вычет для целей налога на прибыль расходов, выплаченных в пользу российских компаний. Например, это могут быть проценты или вообще доходы от приобретения товаров, работ и услуг.
Есть еще ряд негативных последствий в Европе с точки зрения правил КИК, а также усиленное внимание налоговых органов к транзакциям с российскими лицами.
Чем ответит Россия?
Пока, правда, не совсем понятно, в отношении каких стран будет применена данная мера, коснется ли она только стран ЕС (этот шаг заявляется в качестве ответа на включение в "черный" список ЕС) или всех «недружественных» стран, в число которых входят, помимо государств — членов Евросоюза, США, Великобритания, Швейцария, Сингапур и другие страны. Также пока неизвестна дата вступления в силу инициативы. Скорее всего, она будет реализована через указ президента по аналогии с СИДН с приостановленным ранее налоговым соглашением с Латвией.
От приостановки СИДН пострадают не только иностранные компании и физические лица, получающие доходы из РФ, но также и российские лица, получающие доходы из-за рубежа. Ведь стоит ожидать, что вряд ли страна — партнер по приостановленному российской стороной СИДН не ответит симметричными мерами.
Иностранные компании из "недружественных" стран, получающие пассивные доходы из РФ, после приостановки СИДН будут уплачивать налоги по российским домашним ставкам (дивиденды — 15%, проценты и роялти — 20%).
Российские компании также могут столкнуться с рядом негативных налоговых последствий. Так, нельзя будет уменьшить налог на доходы у источника выплаты по пассивным доходам, получаемым от компаний из "недружественной" страны. При этом последствия могут быть достаточно существенными — например, 30% по процентам из Кипра, 35% по дивидендам из Швейцарии (причем надо учитывать, что ликвидационные выплаты в части, превышающей вклад в капитал, также признаются дивидендами) и т. д. При этом будет отсутствовать возможность зачесть налог, удержанный за рубежом.
Что делать бизнесу?
Это может быть РФ — например, перевод активов от европейских субхолдинговых компаний в пользу российских холдингов или непосредственно на физических лиц. Но нужно иметь в виду, что «ликвидационная» льгота для физических лиц уже не действует, а при ликвидации иностранных субхолдингов под российскими холдингами последние могут столкнуться с налогом у источника выплаты в ЕС. Поэтому стоит обратить внимание на альтернативные способы передачи активов, например, на куплю-продажу.
Редомициляция в САР продолжает оставаться очень востребованной у российского бизнеса в отношении холдинговых и финансовых компаний, особенно если мы говорим о «переезде» с Кипра. Даже включение РФ в «черный» список позволяет осуществить редомициляцию без налоговых последствий на Кипре, но при этом необходимо проверить потенциальные налоговые последствия по exit tax.
Режим САР предоставляет определенные налоговые льготы международным компаниям (МК) и международным холдинговым компаниям (МХК). Конечно, за самые существенные налоговые льготы придется раскошелиться, т.к. обязательное условие доступа к ним — инвестирование 300 млн рублей в реализацию социально-экономических проектов в Калининградской области или Приморье (в дополнение к 50 млн рублей, которые необходимо заплатить при редомициляции). Также нужно учитывать затраты на создание офиса и содержание персонала в Калининграде или Владивостоке.
Но перед тем, как принять решение о редомициляции, бизнесу необходимо проанализировать, а нужны ли ему в принципе дополнительные налоговые льготы, или можно ограничиться «базовым пакетом», в который входят нулевая ставка по получаемым дивидендам и пятилетнее освобождение от налогообложения доходов от реализации акций и/или долей. Наш опыт показывает, что в большинстве случаев необходимости в дополнительных налоговых льготах нет.
Все внимание к дружественным странам
Конечно, в настоящее время приоритетом являются ОАЭ. Даже введение налога на прибыль не оттолкнуло российский бизнес от рассмотрения данной страны в качестве юрисдикции для создания новых или перевода текущих компаний. Вводимый налоговый режим не должен оказать существенного влияния на холдинговые компании, как и использование компаний, зарегистрированных в зонах свободной торговли, при соблюдении определенных условий. Конечно, административная нагрузка увеличится, но налоговые преимущества по-прежнему могут перевешивать затраты. Отдельно стоит упомянуть сложности с открытием банковских счетов в этой стране, что подтверждается, в частности, недавним кейсом с филиалом МТС-банка в Абу-Даби. Однако банковские счета можно открыть в иных странах.
Не столь заезженной альтернативой европейским холдингам может стать Катар при регистрации компании в Катарском финансовом центре. В принципе налоговые преимущества Катара сравнимы с ОАЭ. Плюсом Катара является наличие стандартного СИДН с РФ (напомним, что текущий СИДН с ОАЭ не предоставляет особых преимуществ обычным коммерческим компаниям), которое предусматривает 5%-ные ставки налога на доходы у источника выплаты по процентам и дивидендам и освобождение по роялти. Конечно, катарская компания должна будет доказать свой статус в качестве фактического получателя доходов и пройти тест основной цели в рамках многосторонней конвенции MLI.
Гонконг также может по-прежнему использоваться российским бизнесом, однако теперь для достижения налоговой эффективности необходимо поддерживать достаточный уровень сабстанса, что также необходимо, если гонконгская компания будет претендовать на применение льгот по СИДН с РФ.
Более экзотическими, но в то же время рабочими с налоговой точки зрения вариантами могут быть, например, Малайзия (о. Лабуан) или Маврикий. Если говорить о торговых компаниях, то в качестве альтернатив швейцарским, кипрским или иным европейским трейдерам популярностью пользуются страны СНГ, ОАЭ, Оман, Маврикий, Китай и Турция.
Выбор страны зависит от функционала компании, операционной эффективности, налоговых и юридических последствий, регуляторных, банковских, таможенных и иных требований, которые необходимо учитывать в совокупности.